Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 24 человека

В семье растёт ребёнок

Дата: 5 октября 2016 в 09:06, Обновлено 8 мая в 15:54

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАССЫЛКА № 5/2018

Ловец слов – задержка речи у детей

      Задержка речевого развития – более позднее в сравнении с возрастной нормой овладение устной речью детьми младше 3-х лет. Задержка речевого развития характеризуется качественным и количественным недоразвитием словарного запаса, несформированностью экспрессивной речи, отсутствием у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Дети с задержкой речевого развития нуждаются в консультации детского невролога, детского отоларинголога, логопеда, психолога; при необходимости – проведении медицинского обследования. Коррекционная работа при задержке речевого развития должна включать психолого-педагогическую и медицинскую помощь.

     Задержка речевого развития (ЗРР) – понятие, отражающее более медленные темпы освоения норм родного языка детьми на этапе раннего и среднего речевого онтогенеза. Логопедическое заключение «задержка речевого развития» правомерно в отношении детей младше 3-4-х лет. Темповое отставание касается формирования всех компонентов речи: звуков раннего онтогенеза, словаря и грамматики, фразовой и связной речи. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Задержка речевого развития негативно отражается на развитии психических процессов, поэтому ЗРР и ЗПР часто наблюдается у детей параллельно и обозначается в литературе как задержка психоречевого развития (ЗПРР). Задержка речевого развития является медико-педагогической проблемой, затрагивающей аспекты педиатрии, детской неврологии, логопедии и детской психологии.

Причины задержки речевого развития

            Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка.

Биологическую (органическую) основу задержки речевого развития чаще всего составляет наличие у ребенка минимальной мозговой дисфункции, обусловленной перинатальным поражением головного мозга (перинатальной энцефалопатией). В анамнезе детей с задержкой речевого развития, как правило, прослеживаются внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, ЧМТ, гипотрофия, неонатальные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.

Отставание в речевом развитии может быть связано с тугоухостью у ребенка. Известно, что становление и развитие речевой функции происходит при непосредственном участии слухового анализатора, т. е. с опорой на услышанную ребенком информацию, поэтому нарушения слуха также могут вызывать задержку речевого развития. Иногда более медленные темпы созревания нервной системы носят генетически детерминированный характер: если один из родителей поздно заговорил, вполне вероятно, что у ребенка также будет наблюдаться задержка речевого развития.

    Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: невостребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), «синдроме госпитализма» у часто болеющих детей; педагогической запущенности. Отрицательное влияние на темпы развития речи ребенка может оказывать билингвизм, неблагоприятная речевая среда, эмоциональные стрессы.

С другой стороны, тормозящее влияние на формирование речевой функции ребенка может оказывать не только психосоциальная депривация, но и гиперопека: в этих условиях речевое общение также остается невостребованным, поскольку окружающие взрослые предупреждают все желания ребенка, не стимулируя его самостоятельную речевую активность. Крайне вредным для ребенка раннего возраста является нахождение в чрезмерно информированной среде, где он сталкивается с избыточным потоком информации, которая к тому же не соответствует возрасту малыша. В этом случае ребенок привыкает не прислушиваться к речи и не осмысливать значение слов; произносит длинные, шаблонные фразы, не имеющие отношения к развитию истинной речи.

Примерно в трети случаев причины задержки речевого развития так и остаются невыясненными.

В постнатальном развитии выделяют 3 критических периода (I - 1-2 года; II - 3 года; III – 6-7 лет), характеризующихся наиболее интенсивным развитием речевой системы и одновременно - повышенной ранимостью нервных механизмов речевой деятельности. В эти периоды воздействие даже незначительных вредных экзогенных факторов может привести к возникновению различных речевых нарушений. Так, в I критический период, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон, при неблагоприятных условиях могут создаваться предпосылки для задержки речевого развития и алалии. Во II критический период - время интенсивного развития связной речи, могут возникать мутизм, заикание. В течение III критического периода «срыв» нервной деятельности может вызывать заикание, а органические поражения головного мозга - детскую афазию.

Резюмируя, можно сказать, что основными причинами задержки речи, является:

     Задержка психического развития. Эта причина является наиболее часто встречающейся. Более половины случаев нарушения речи приходится на неё. Чем тяжелее психическое расстройство, тем сильнее выражены нарушения речевого развития. Прогноз неблагоприятен тогда, когда существуют тяжёлые нарушения психики. При этом нарушения психики возникают вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, гипоксии плода из-за плацентарной недостаточности, ядерной желтухи, менингитов и энцефалитов новорожденных;

Незрелость ребёнка. Данная причина действует при многоплодной беременности, у маловесных и недоношенных, у пациентов с пороками сердца и оперативных вмешательствах в неонатальном периоде. Недоразвитие речи по данной причине возникает чаще у мальчиков. Если у ребёнка нет органической патологии головного мозга, речь подтягивается к норме к 5-7 годам;

Аутизм. Это заболевание представляет собой нарушение психоречевого развития. Мальчики страдают чаще девочек в 3-4 раза. Аутизм проявляется скудностью эмоций, снижением или невозможностью визуального контакта, ритуальными действиями, стереотипными движениями, отсутствием контакта с окружающими. Речь односложная, скудная, бесцветная, девиантная;

Элективный мутизм. Эта патология проявляется нежеланием ребёнка говорить, хотя никаких органических структурных повреждений речевого аппарата на разных уровнях нет. Этим чаще страдают девочки. Возникает электический мутизм в связи с некоей генетической аномалией развития. Разговор у детей присутствует во время игры, иногда они говорят с родителями и друзьями, но никогда не общаются в школе и с чужими;

Детский церебральный паралич (ДЦП). Здесь присутствуют и психические и моторные нарушения, что способствует недоразвитию речи;

Глухота. При наличии глухоты или тугоухости ребёнок дезадаптирован и социально и психологически. При этом развивается нарушение речи, психики, интеллекта и личности. Порой обнаружить снижение слуха удаётся только к 2-3 годам. Маленькие дети не могут фиксировать и отмечать это состояние самостоятельно. Для этого в сроки планового осмотра детей врач должен интересоваться нет ли подозрений со стороны родителей на снижение слуха у их ребёнка, достаточна ли реакция ребёнка на обращение, достаточно ли он понимает направленную к нему речь. При развитии тугоухости ребёнок может плохо себя вести, не слушаться в школе и плохо социально адаптироваться. Из факторов высокого риска по развитию тугоухости можно выделить глухоту и тугоухость в анамнезе семьи, аномалии шеи и головы, брак кровных родственников, асфиксия в родах, маловесный к сроку гестации, фетальный алкогольный синдром, врождённые инфекции, бактериальный менингит;

Билингвизм. Замедление речи у ребёнка может быть при наличии в семье нескольких разговорных языков. К 5 годам ребёнок всё же усваивает все языки и развивается без задержки;

Психосоциальная депривация. Недостаточное питание, плохое материальное положение вплоть до нищеты, редкие контакты с родителями, неправильная лингвистическая стимуляция – все эти моменты будут приводить к ЗРР.

Нормы развития

В «Дневнике развития ребенка от рождения до трех лет» профессора А.М. Казьмина и его супруги – невролога Л.В. Казьминой приведены следующие средние темпы развития речи:

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития:

1,5-2 МЕСЯЦА. Появляются гласные и гортанные звуки (гуление).

2-7 МЕСЯЦЕВ. Малыш учится управлять интонацией.

7-9 МЕСЯЦЕВ. Произносит некоторые слоги (лепет).

9-11 МЕСЯЦЕВ. Подражает звукам речи взрослых.

11-13 МЕСЯЦЕВ. Ребенок уже использует несколько слов, количество которых к 2 годам значительно увеличивается.

OT ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.

Название реакции

Приблизительный возраст появления реакции

Произносит гласные звуки близкие к «а», «ы», «у», возможно, в сочетании с согласным «г» (гулит)

4 мес.

Произносит серии одинаковых слогов:»дядядя…», «бабоба…», «мамама.,,» (лепечет)

10 мес.

Повторяет за взрослым слоги и односложные слова, которые уже умеет произносить: «ба!» (бах!), «дя» (да) и т.п.

1 год 2 мес.

«Говорит на своем языке» - произносит множество слогов и их сочетаний, напоминающих слова. Часто такая игра со слогами напоминает речь взрослых по ритму, интонации

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым одно- или двухсложные слова, которые уже умеет произносить: «мама», «дядя».

1 год 6 мес.

Произносит ударный слог из слова, слова из двух одинаковых слогов. Среди произносимых звуков, как правило, встречаются следующие: «а», «о», «у»» «и», «м», «п», «б», «к», «г», «дь», «ть», «нь», «ль», «сь». Например: «мама», «ляля», «дя» «дай», «ня» «на» и т.д.

1 год 6 мес.

Повторяет за взрослым двухсложные слова, состоящие из разных слогов, которые уже умеет произносить: «тетя», «кися» (киса).

1 год 8 мес.

Произносит двухсложные слова или два слога из трехсложных слов: «тетя», «катя», «синя» (машина). Часто опускает первый звук в слове или конечный согласный

1 год 10 мес.

Также сейчас популярно оценивать уровень развития речи у малышей по количеству слов. Средние показатели речевого развития:

1 год 5-9 слов;

1,5 года от 20 до 40 (у разных авторов);

2 года от 50 до 200 слов;

3 года от 800 до 1000 слов;

3,5 года — 1100;

4 года 1600 — 1900;

5 лет 1900 — 2200.

Проявления задержки речевого развития

Для правильного понимания того, какие признаки свидетельствуют о задержке речевого развития, необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста.

Появление ребенка на свет знаменуется криком, являющимся первой речевой реакцией младенца. Крик ребенка реализуется посредством участия голосового, артикуляционного и дыхательного отделов речевого аппарата. Время появления крика (в норме на первой минуте), его громкость и звучание могут многое сказать специалисту -неонатологу о состоянии новорожденного.

Первый год жизни – это подготовительный (предречевой) период, в течение которого ребенок проходит этапы гуления (с 1,5-2 мес.), лепета (с 4-5 мес.), лепетных слов (с 7-8,5 мес.), первых слов (в 9-10 мес. у девочек, 11-12 мес. у мальчиков).

В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.

Исследователи полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1000-1500 слов в 4 года.

Специалисты допускают отклонение нормативных рамок в сроках речевого развития на 2-3 месяца у девочек, и на 4-5 месяцев у мальчиков. Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (педиатр, детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.

Т. о., признаками задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:

аномальное протекание доречевого периода (малая активность гуления и лепета, беззвучность, однотипные вокализации)

отсутствие реакции на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года

неактивные попытки повторения чужих слов (эхолалии) у ребенка в возрасте 1,5 лет

невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)

отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет

неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет

полное отсутствие собственной речи в 3 года (ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)

преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов) и др.

Диагностика задержки речевого развития

Ребенок с задержкой речевого развития должен быть проконсультирован группой специалистов, включающей педиатра, детского невролога, детского отоларинголога, детского психиатра, логопеда, детского психолога. Задачей педиатра на этапе обследования служит оценка соматического статуса, предварительное определение возможных причин задержки речевого развития и направление ребенка к специалисту соответствующего профиля.

Неврологическая диагностика (ЭЭГ, Эхо ЭГ, дуплексное сканирование артерий головы ребенку) требуется для выявления микроорганических поражений головного мозга. Посещение детского отоларинголога необходимо для исключения хронического отита, аденоидов, тугоухости у ребенка.

Логопедическое обследование ребенка с задержкой речевого развития включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарат, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка. У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях. При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п. Для диагностического обследования речи и оценки общего психического развития детей раннего возраста специалистами-логопедами и детскими психологами используются денверский тест психомоторного развития, шкала психомоторного развития по Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли и др.

Задержку речевого развития необходимо отличать от общих нарушений развития (аутизма, элективного мутизма, олигофрении), общего недоразвития речи I-IV уровня.

Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития

Объем коррекционной помощи детям с задержкой речевого развития зависит от факторов, вызвавших отставание становления речевых навыков. Так, при причинах социально-педагогического характера, в первую очередь, необходима организация благоприятной речевой среды, стимуляция речевого развития ребенка, правильный подбор речевого материала, демонстрация образцов правильной речи, «оречевление» (проговаривание) всех действий ребенка.

Если в основе задержки речевого развития лежит дисфункция мозга, коррекционно-педагогической работе должно сопутствовать лечение, назначаемое детским неврологом: прием ноотропных препаратов, массаж, транскраниальная микрополяризация, магнитотерапия, электрорефлексотерапия и др.

Параллельно с медицинскими процедурами и семейным воспитанием детям с задержкой речевого развития необходимы занятия с логопедом и детским психологом по развитию речи и познавательных процессов. Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.

Прогноз и профилактика задержки речевого развития

Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат. Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту, дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.

Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течение беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне актуального и ближайшего развития ребенка. Для оценки уровня речевого развития в 2–2,5 года целесообразно посетить логопеда.

Лечение

Задержка речи у детей поддается лечению – главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект.

У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа ипедагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

Музтерапия и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.

Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры – лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно – в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.

Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент – чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Занятия, которые могут применяться

Общение с близкими. (дополнить)

Изучение окружающего мира.

Мелкая моторка.

Развитие слуха. Речь ребенка очень зависит от его слухового восприятия. У малышей звуковой аппарат, как и зрительный несовершенен. Поэтому также необходимо прорабатывать слух.

Дыхательные упражнения. Для правильного произношения звуков важна и сила дыхания, поэтому также можно подключать игры для развития дыхания:

нюхать цветы;

задувать свечи;

надувать мыльные пузыри;

дуть на подвешенные нитки предметы, чтобы заставить их летать или кружится (перышки, помпоны с глазками, бумажные поделки, небольшие игрушки с шарообразным телом);

бурлить в стакане с водой;

свистеть в свистки, дудочки (к сожалению, хорошего свистка нам еще не попалось).

Артикуляционная гимнастика. Этот тип гимнастики предназначен для укрепления мышц ротовой полости. Она рекомендована не только для детей с задержками в развитии речи, но и просто в рамках совершенствования произношения звуков. Самые простые упражнения можно начинать практиковать на втором году жизни. Вот некоторые из них:

открыть широко рот (сказать АААА) и держать его открытым секунды 3-4;

вытянуть губы трубочкой и подержать их в таком положении секунды 3-4;

показать язык и подержать его в таком положении секунды 3-4.

Артикуляционную гимнастику необходимо делать перед зеркалом.

Занятия с книжками. Помимо прочих занятий, очень полезным и эффективным окажутся занятия по книжкам.

Стоит помнить, что речь – это моторика, особый вид двигательной активности, в которой участвуют и язык, и рот, и мышцы лица. Поэтому такая деятельность, как лепка, подвижные игры, рисование, – тоже тренировка моторики, помогающая речи развиться.

Полезно для тренировки речи и надувание мыльных пузырей: это одновременно и развлечение, и развивающая работа. Вариант посложнее – подуть в трубочку на кляксу, раздуть ее в разные стороны и пофантазировать, что же в результате получилось? Зайка, волк или, может быть, неизвестный зверь? А как его зовут?

И, конечно же, очень важным и нужным этапом речевого развития являются всевозможные детские «почемучки» и ответы на них. Отмечайте, задает ли ребенок вопросы, интересуется ли окружающим миром и, конечно же, продолжайте разговаривать с ним, показывая пример! Любознательный и целеустремленный малыш даже при наличии трудностей, но при поддержке родителей и педагогов сможет справиться с любой трудной задачей!

Рекомендуемая литература:

Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста Текст.: учебное пособие / Е.Ф. Архипова. М.: ACT: Астрель, 2006. -222с

Борисенко, М.Г. Начинаем говорить (Развитие речи) Текст. / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. СПб.: Паритет, 2005. - 160с.

Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). М., 1999.

Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей / Е.О. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М., 1998.

Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи Текст. / А.Н. Гвоздев -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472с.

Громова, О.Е. Задержка речевого развития или «особый» путь развития речи Текст. / О.Е. Громова // Логопед. 2007. - №3. - С. 26-32.

Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. М., 1997.

Жарова Г.В. Дифференциальная диагностика нарушений речевого развития у детей раннего возраста.//Актуальные вопросы логопатологии, С-Пб., 2009.

Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста. Клинические и психологические аспекты. С-Петербург. 2006.

Скворцов И.А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И.А. Скворцов, Н.А. Ермоленко. - М.: МЕД пресс-информ, 2013.

Стребелева Е.А. Комплексный подход к раннему выявлению и ранней коррекции отклоняющегося развития у детей: URL: www.ise.iip.net; альманах ИКП РАО - 2000. - № 2.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М., 1983

Видеоматериалы:

1) Что делать при задержке речевого развития ребенка? Можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=Fz0DCUQoNdE

2) Логопед для непосед: 5 игр на запуск речи. Можно посмотреть по ссылке: 

https://www.youtube.com/watch?v=xoKgRxTd-NY

3) 15 упражнений для развития речи. Можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=dZYZVAk83Pg&t=41s

4) Как определить, в норме ли психологическое развитие ребёнка? Можно посмотреть по ссылке:

https://www.youtube.com/watch?v=413xAsd7c2A

Памятка для родителей «Возраст первой любви»

Помните! Время первой любви у каждого человека своё. Полюбить по указанию, как и по требованию, невозможно!

Не унижайте подростка допросами, создайте такую атмосферу, при которой ему самому хотелось бы с вами поделиться возникшим чувством!

Не назидайте, а советуйте, помогайте справиться с чувством, если подростку тяжело!

Не обсуждайте его чувство с другими людьми!

Не говорите плохо о человеке, к которому у подростка сильное чувство. Анализируйте вместе с ним не человека, а его действия и поступки!

Рассказывайте о своих чувствах в этом возрасте, о своих ошибках в поведении, учите быть честным в отношениях с другим человеком!

Не пытайтесь обвинять другого человека в том, что он плохо влияет на вашего ребёнка. Критичнее присмотритесь к своему!

Будьте едины с мужем или с женой в предъявлении своих требований!

Не позволяйте другим людям унижать достоинства вашего ребёнка!

Будьте честны с самим собой, предъявляя требования к подростку!

Поддержите стремление ребенка в период влюбленности хорошо выглядеть. Купите новое платье, уверьте ребенка, что он замечательно выглядит и просто не может не понравиться.

Если ребенок разочарован, не понят объектом обожания, попробуйте вместе с ним поразмыслить над словами известного режиссера В. Мейерхольда: «У одних вид пропасти вызывает мысль о бездне, у других — о мосте». Объясните ребенку, что счастлив тот, кто, в жизни  умеет не пасовать перед трудностями и преодолевать их, в стремлении понять других, даже в их худших проявлениях.

Исключить из практики семейного воспитания язвительные замечания, назидания, насмешки, бестактные намеки, слежку. Все это унижает детей, вызывает отчуждение, замкнутость, толкает на неблаговидные поступки.

Пригласите к себе домой друга (подругу), который является предметом его (ее) романтических грез. Пообщайтесь (но не уподобляйтесь следователю или прокурору). Найдите интересные темы, сходите куда-нибудь вместе.

Удачи вам в ваших отношениях с подростком!

ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СПРАВИТЬСЯ С НЕГАТИВНЫМИ ЭМОЦИЯМИ?
Иногда ребенок испытывает негативные эмоции – страх, тревогу, гнев. И родители, переживая, не знают, как ему помочь справиться с ними. Многие боятся сделать что-то неправильно, а при любом затруднении бегут за советом к друзьям или психологу.
Ребенок же, чувствуя их неуверенность, беспокоится еще сильнее, и эта тревога сразу же проявляется в его поведении. На самом деле, родителям свойственно себя недооценивать, они знают своего ребенка, его особенности и часто даже интуитивно понимают, что именно нужно сделать, чтобы помочь.

Есть несколько простых методов, которые помогут детям от трех до 12 лет справляться со своими чувствами (обидой, ревностью, разочарованием) или преодолевать бессознательные страхи (страх перед расставанием, боязнь неудачи или соперничества...).
1) Спросить «Того, кто все знает» Этот метод основан на идее коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе весь опыт человечества. Эту часть психики можно назвать «Тот, кто все знает» и научить ребенка обращаться к нему за помощью. Например, робкий ребенок не сможет объяснить, почему он боится подходить к другим людям. Бесполезно расспрашивать его об этом или рассказывать, как лучше действовать. Для начала вы предлагаете вместе с ним выбрать, что (или кто) мог бы олицетворять мудрую фигуру «Того, кто все знает». К примеру, животное, сказочный герой или предмет. А затем рассказать ребенку, что он может обращаться к этому персонажу за советом каждый раз, когда ему становится страшно, неприятно или трудно. Взрослым будет интересно узнать, что отвечает бессознательное, но лучше не настаивать. Решения, которые оно предлагает, обычно оказываются разумными и действенными. Многие родители из тех, кто пробовал применить эту игру, были удивлены, насколько уместными оказались найденные ответы.
2) Сочинить свою сказку
Решение многих детских трудностей и конфликтов можно найти в волшебных историях. Непросто объяснить ребенку, что с ним происходит, но он легко узнает себя в герое сказки, кем бы тот ни оказался – Мальчиком-с-пальчик или испуганным поросенком. Метафора – это язык бессознательного, и потому сказочные истории так нравятся детям. Они утешают, дают надежду и показывают выход из сложной ситуации. Вы можете сочинить для ребенка сказку, в которой речь будет идти о таких же, как у него, проблемах – застенчивости, страхе, ревности. Ее героем может стать не только ребенок, но и животное или любой предмет. Нужно наделить его похожим характером, добавить узнаваемые детали, которые помогут ребенку идентифицировать себя с героем сказки. Он будет сталкиваться с похожими трудностями, но выйдет победителем благодаря уникальному свойству, о котором он даже не подозревал. Развязка истории всегда положительная. Сочинительство обращено к собственному бессознательному родителей, которое напрямую связано с бессознательным ребенка. И потому терапевтической пользы от сказки, придуманной родителями, гораздо больше, чем от традиционной, с прописными истинами.
ПОМНИТЕ!
Важно, чтобы, занимаясь с ребенком, взрослые были расслаблены и спокойны: чувствуя это, дети тоже успокаиваются и начинают больше доверять себе.

3) Посетить волшебный мир
Фантазируя, дети легко переносятся в мир радости и благополучия. Цель этого метода – научить их чувствовать себя в безопасности и создавать особенное пространство,
«волшебный мир», в котором возможны (и будут происходить) положительные изменения. Чем больше в этом мире конкретных деталей, подробностей, тем легче и быстрее ребенок будет попадать в него.
Можно предложить ему закрыть глаза и представить, как он отправляется в какое-нибудь знакомое и приятное ему место, где он чувствует себя хорошо и спокойно. Лучше, если он сам выберет способ передвижения – лошадь, ракета, ковер-самолет или что-нибудь другое». Для более полного погружения попросите его обращать внимание на то, что он видит, слышит и ощущает. Цвет, запах, вкус и прочие детали помогут сделать волшебное пространство почти настоящим. На это необходимо время, поэтому не торопитесь сами и не торопите ребенка. После возвращения из воображаемого путешествия обязательно расспросите его о том, что с ним происходило, какие чувства он испытывал. «Это был лес или море? Тебе было тепло? А звери там были?» Заканчивая, обязательно спросите, вернулся ли он обратно и все ли с ним сейчас в порядке. В этот мир можно отправляться снова и снова, сначала с помощью родителей, а затем, освоившись, самостоятельно.
4) Помочь расслабиться
Релаксация помогает справляться с трудностями, которые проявляются телесно, – непоседливость, вспышки гнева. Этот метод необходим прежде всего тем детям, которые не уверены в себе и часто тревожатся. И тем, кто бывает агрессивен: некоторым детям мир кажется настолько опасным и ненадежным, что они, не выдерживая, нападают первыми. Расслабление снижает агрессию, физическое и эмоциональное напряжение и приносит долгожданный отдых
». Ребенок оказывается в состоянии полусна, откуда ему легче «войти» в мир фантазий или слушать терапевтические сказки. Релаксации помогают негромкая спокойная музыка и успокаивающие запахи (лаванда, душица, мелисса). Предложите ребенку устроиться поудобнее и дышать животом – это легче сделать, если представить, что в животе находится воздушный шарик, который надувается на вдохе и сдувается на выдохе. Взрослый может показать это на себе не только для примера, но и для того, чтобы расслабиться самому. Воображение – хороший помощник для расслабления. Можно предложить ребенку притвориться, что он снежная баба... У него есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и он стоит на крепких ножках. Под лучами солнца баба постепенно тает, сначала голова, затем одна рука, другая… И вот она уже превратилась в лужицу... Для первых сеансов необходима помощь взрослых, но затем ребенок может расслабляться самостоятельно, например в школе, перед тревожащим его событием.
5) Выразить переживания
Чтобы освободиться от негативных эмоций и почувствовать себя легче, ребенку необходимо их выразить. Но дети часто отказываются говорить о них, они могут еще плохо понимать себя или, зная, что некоторые переживания не одобряются, скрывать их от взрослых. Любые творческие занятия помогают обойти эту трудность. Предложите ребенку нарисовать или вылепить то, что ему неприятно или пугает его. Теперь ему будет гораздо легче рассказать, что это, какое оно. Напомните ему, что допустимы любые чувства и фантазии.
В момент рассказа родителям достаточно быть внимательными и заинтересованными слушателями, которые тактичными вопросами
«достанут» из сына или дочери как можно больше переживаний. Но какими бы ни были чувства ребенка, их нельзя оценивать, осуждать или исправлять. После того как ребенок закончит рассказывать, он может сделать со своим «произведением» все, что захочет, – разорвать, скомкать, уничтожить... Пусть он представит, как одновременно с этим разрушается и ситуация, которая его тревожила. Следующая задача – заполнить опустевший «сосуд» положительными чувствами. Предложите слепить или нарисовать то, что ему нравится, из неприятного события сделать приятное, как это часто случается в жизни.

СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

На сегодняшний день точно установлено, что сексуальное возбуждение может отмечаться даже у зародыша и младенца. Многим родителям хорошо известна мастурбация их 2-3-4-летних детей. Исследователи называют различные причины такого поведения — снятие напряжения, поиск комфорта или просто баловство. Нет сомнений в том, что у всех детей на­блюдается сексуальное поведение. Такое поведение носит исследователь­ский характер. Это может быть наблюдение за собой или другими деть­ми во время прикосновений, игра в «больницу», где ребенок может быть «больным» или «доктором»,   и т.п.  Со временем ребенок все больше и больше начинает понимать, что семья, друзья и общество ус­танавливают рамки вокруг его сексуальной активности, не поощряя и да­же неодобрительно относясь к некоторым ее проявлениям. Маленькие дети обычно легко отвле­каются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития. По мере того, как ребенок становится старше, он начи­нает испытывать все большее смущение, сталкиваясь с вопросами секса.  Если ребенок испытывает чувство  страха, гнева или тре­воги, необоснованного стыда, соприкасаясь с сексуальными аспектами жизни, то что-то не в порядке,  на это необходимо обратить внимание, т.к. это может свидетельствовать о каком-то негативном опыте.

В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на во­просы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его "писей"». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к ма­мочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, ника­кой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые во­просы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.

Удивительно, что маленькие дети могут иметь такой словарь «взрослых» сексуальных слов, что взрослые могут подумать, будто их дети понимают больше того, чем это есть на самом деле. Поэтому родители должны быть уверены, что они понимают тот уровень, на котором ребенок задает вопрос.

Есть анекдот о папе, который на вопрос 8-летнего сына, что такое аборт, прочитал в ответ 30-минутную лекцию. В конце папа спросил: «Ты все понял?» «Да, папа», - ответил сын, - «Я только не понимаю, почему в книге написано  - «…волны бились о борт корабля…».
 

ОБЫЧНОЕ (НОРМАЛЬНОЕ) СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ

С рождения до 2 лет

Сексуальное поведение:
 

- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,

  • знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к  различным частям своего тела  и близких людей,

Сексуальные знания:

-  язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».

В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за­щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.

Возраст от 2 до 6 лет

В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо­дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор­та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует  на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.

Сексуальное поведение:

  • во время исследования  тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии

других детей;

-  играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;

-  интересуются собственным калом;

-  с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;

-  во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;

- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно,     возбужденно или боятся чего-нибудь;

- учатся целоваться.

Сексуальные знания:

- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;

- развивают сексуальный словарь;

- имитируют сексуальные действия без понимания;

- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;

- узнают различия между полами;

- расспрашивают о гениталиях, половом акте;

- называют части тела более точно;

- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.

Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.

От 6 до 12 лет

Сексуальное поведение:

- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;

- демонстрируют  смущение при затрагивании сексуальных тем;

- имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;

- могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.

Сексуальные знания:

- имеют словарь для обозначения гениталий;

- увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;

- неясность в отношении полового акта и беременности.

В этот период своего сексуального развития дети все больше пони­мают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те­му от своих родителей или из других источников и начинают обменивать­ся ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное созна­ние, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.

Что нужно знать родителям:

  1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
  2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
  3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите  обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно.Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
  4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных  отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.

Подростковый возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для самого ребёнка. Диапазон проблем довольно широк: от проблем первой, чаще неразделённой любви и взаимоотношений конфликтного характера, до угрозы наркомании, алкоголизма или самоубийства. Часто возникают проблемы, связанные с осознанием себя и трудностями в учебе. Также в этот период развития перед подростком стоит множество самых разных задач, и главная из них – самоопределение. Очень важно понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни.


 

Памятка для приёмных родителей

Неуверенный подросток
Подростковый кризис. Необходимо рассказать подростку о том, что с ним творится. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Дайте ему понять, что вы его понимаете и готовы поддержать, но при этом не намерены спускать ему все с рук.
Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка.
Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка. Даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.
Интересуйтесь жизнью подростка. Обычно за фразой: «Не лезьте в мою жизнь», - на самом деле скрывается огромная потребность в понимании и интересе со стороны взрослых. Не обесценивайте проблемы подростков.
Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Не бойтесь говорить с подростком об интимной стороне жизни, так как такие разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к сексу.
Предоставляйте подростку время и место для уединения, не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
Не выкидывайте его вещи и не убирайтесь в его комнате без его ведома, так как в этом возрасте приобретает огромное значение обстановка.
Старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит. В этом случае вы можете использовать фразы, типа: «Если захочешь поговорить, я на кухне».
Спокойно относитесь к максимализму и резкости в суждениях. Говорите с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте его. Советуйтесь с ним почаще в разных семейных вопросах.
Поощряйте уважительное и правильное поведения как можно чаще.
В случае конфликта с педагогом не занимайте ничью сторону.
Чаще говорите ребенку о его достоинствах.
Избегайте излишне эмоциональной реакции по поводу неудач ребенка. Избегайте сравнения с другими детьми.
Преодолеть чувство неуверенности в себе можно с помощью телесного контакта: можно просто погладить ребенка по голове или обнять его.
Неуверенные в себе подростки быстро утомляются. Заметив ,что ребенок утомился, скажите ему: «Отдохни немного, а потом работай дальше».
Следите за выражением лица подростка. Чаще улыбайтесь спокойные и уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть – вот залог уверенности и адекватной самооценки.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

• Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.

• Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.

• Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.

• Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, человек взрослый.

• Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием "изменение видения". Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: "станет наркоманом", "пойдет на панель"… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Считается, что 13-16 лет это «переходный возраст» и надо просто потерпеть и все наладиться. Однако не все так уж и просто, если мы потеряем доверие своих детей именно в этом возрасте, то мы рискуем и в дальнейшем не наладить их. Подростку важно знать, что его дома уважают, поддерживают. Нельзя попрекать своих детей, фразами типа: «да я в твоем возрасте..», или «ты живешь в моем доме, и обязан жить по моим правилам». С этого и начинается конфликт дома, и ребенок может это перенести на школьные отношения. Он начинает себя чувствовать ущербным и никому не нужным. Берегите своих детей и дорожите теплыми отношениями с ними.

Чувства родителя, чей ребенок вошел в подростковый возраст:

1. Страх. С ним что-то не то! С ним уже случилось что-то ужасное. Мы его упустили! Нужно срочно что- то делать с этим: взять его под контроль, заставить учиться, уважать старших. Выпороть в конце концов! Пусть будет такой, как раньше! Когда родителей боялся и уважал.

2. Злость. Да сколько можно! Комната не убрана! В дневнике замечания да двойки. В магазин сходить не допросишься! Музыка эта, от которой перепонки лопаются! Друзья эти патлатые и немытые. Хамство сплошное. Если опять вечером вовремя не придет, получит он у меня на орехи!

3. Вина. Мы — плохие родители. Мы слишком были заняты собой, вот это и случилось. Как мы могли?! Конечно, его отец всегда был занят только своей работой. А его мать интересовали только ее прическа и подружки. Наверное, ему надо было в детстве больше книжек читать или заставлять больше делать по дому. Упустили ребенка!

4. Тревога. Он не справится. Свяжется с кем попало, не закончит школу, не поступит в институт, никто замуж не возьмет, сопьется, умрет под забором...

5. Стыд. Что люди скажут?

Большинство этих чувств проживают все родители детей-подростков, которых я знаю. Охватывали они и меня, приводя в отчаяние. Знания особенностей проживания подросткового кризиса отнюдь не помогали. Чувства захватывали, и казалось, не будет этому конца.

Придет время, и кризис закончится. И все будет по-другому. Золотоволосый пай-мальчик, конечно, не вернется. Но с вами рядом начнет свою взрослую жизнь новый человек: ваш повзрослевший сын или дочка. Это не менее интересно, чем растить малыша.


 

Что может помочь родителям преодолеть этот кризисный период с минимальными душевными затратами:

• знание того, что кризис неизбежен, и его задача — помочь ребенку стать взрослым человеком;

• понимание того, что ваш ребенок продолжает любить и уважать вас, но не может проявить этого сейчас, потому что сначала ему необходимо разрушить ваш родительский авторитет;

• осознавание того, что ваш ребенок вырос и вы уже не сможете его контролировать, как раньше, не сможете все решать за него, ему пора все больше делать самому;

• принятие того, что он может казаться кому-то нехорошим, некрасивым и неуспешным, но ваша поддержка и ненавязчивое участие могут сделать со всем этим настоящие чудеса;

• вера в то, что кризис закончится.

Как родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?

• Прежде всего, у подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть со всеми его проблемами и ошибками. Необходимо показать своими поступками, что вам можно доверять.

• Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.

• Стараться вкладывать в его сознания приоритеты, направленные на жизненный успех

• Культивировать значимость образования.

• Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желание на них не отвечать или избегать разговора с вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось, а что нет?» Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать вам правду, какая бы она ни была.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.

• Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.

• Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

• Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.

• Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

• Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.


 

«Золотые» слова американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

 Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка


 

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.

Поощр


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.