Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

В семье растёт ребёнок

Дата: 5 октября 2016 в 09:06, Обновлено 14 декабря 2016 в 17:00

СЕКСУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

На сегодняшний день точно установлено, что сексуальное возбуждение может отмечаться даже у зародыша и младенца. Многим родителям хорошо известна мастурбация их 2-3-4-летних детей. Исследователи называют различные причины такого поведения — снятие напряжения, поиск комфорта или просто баловство. Нет сомнений в том, что у всех детей на­блюдается сексуальное поведение. Такое поведение носит исследователь­ский характер. Это может быть наблюдение за собой или другими деть­ми во время прикосновений, игра в «больницу», где ребенок может быть «больным» или «доктором»,   и т.п.  Со временем ребенок все больше и больше начинает понимать, что семья, друзья и общество ус­танавливают рамки вокруг его сексуальной активности, не поощряя и да­же неодобрительно относясь к некоторым ее проявлениям. Маленькие дети обычно легко отвле­каются от сексуальных исследований и готовы полюбопытствовать о других аспектах жизни, вернувшись к сексуальным вопросам только на более позднем этапе своего развития. По мере того, как ребенок становится старше, он начи­нает испытывать все большее смущение, сталкиваясь с вопросами секса.  Если ребенок испытывает чувство  страха, гнева или тре­воги, необоснованного стыда, соприкасаясь с сексуальными аспектами жизни, то что-то не в порядке,  на это необходимо обратить внимание, т.к. это может свидетельствовать о каком-то негативном опыте.

В возрасте до 8-9 лет ребенку не требуется какое-то специальное сексуальное образование. Достаточно лишь просто и точно отвечать на во­просы ребенка. Например, если ребенок спрашивает маму о том, как называется его пенис, то можно сказать: «Он называется пенис, но в нашей семье мы называем его "писей"». Обычно ребенок будет удовлетворен этим ответом. Через какое-то время ребенок может спросить свою мать: «Откуда я появился, мама?» Она может ответить: «В животик к ма­мочкам кладут семечко, и потом оно вырастает в ребеночка». Ребенок также может быть удовлетворен этим ответом, и, таким образом, ника­кой дополнительной информации на этой стадии развития ему не нужно давать. По мере того, как ребенок становится старше, на те же самые во­просы родители будут отвечать более подробно, опираясь на ту информацию, которую они уже ему дали.

Удивительно, что маленькие дети могут иметь такой словарь «взрослых» сексуальных слов, что взрослые могут подумать, будто их дети понимают больше того, чем это есть на самом деле. Поэтому родители должны быть уверены, что они понимают тот уровень, на котором ребенок задает вопрос.

Есть анекдот о папе, который на вопрос 8-летнего сына, что такое аборт, прочитал в ответ 30-минутную лекцию. В конце папа спросил: «Ты все понял?» «Да, папа», - ответил сын, - «Я только не понимаю, почему в книге написано  - «…волны бились о борт корабля…».
 

ОБЫЧНОЕ (НОРМАЛЬНОЕ) СЕКСУАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ

С рождения до 2 лет

Сексуальное поведение:
 

- дети приобретают опыт приятных чувств, когда ухаживающие за ребенком люди дотрагиваются до различных частей тела,

  • знакомятся со строением своего тела, рассматривая себя и окружающих, и прикасаясь к  различным частям своего тела  и близких людей,

Сексуальные знания:

-  язык для обозначения частей тела, включая гениталии, ограниченный, «детский».

В этом возрасте очень важно обеспечить ребенку безопасность и за­щиту от вмешательств и неприемлемого поведения других людей.

Возраст от 2 до 6 лет

В этом возрасте может наблюдаться мастурбация. Она может иметь место в тот момент, когда ребенок нахо­дится в состоянии стресса и тревоги, и приносить ему состояние комфор­та. Дети, по мере того, как они становятся старше, учатся мастурбировать в одиночестве. Мастурбация не вредна ни в физическом, ни в психическом плане, однако, если дети навязчиво мастурбируют, то это должно обеспокоить взрослых, так как мастурбация истощает ребенка и неблагоприятно воздействует  на его умственную и физическую сферу. Существует мнение, что достаточно часто мастурбируют дети, которым не хватает телесных контактов с родителями.

Сексуальное поведение:

  • во время исследования  тела могут трогать свои собственные гениталии и гениталии

других детей;

-  играют в «больницу», в «дочки-матери» со сверстниками;

-  интересуются собственным калом;

-  с интересом смотрят, как другие используют туалет и ванную комнату;

-  во время игр могут изображать, что имеют в животе ребенка;

- трут гениталии, мастурбируют, когда чувствуют себя некомфортно, несчастливо, напряженно,     возбужденно или боятся чего-нибудь;

- учатся целоваться.

Сексуальные знания:

- становятся более любознательными и словоохотливыми в некоторых темах;

- развивают сексуальный словарь;

- имитируют сексуальные действия без понимания;

- имеют ограниченные знания относительно того, откуда появляются дети;

- узнают различия между полами;

- расспрашивают о гениталиях, половом акте;

- называют части тела более точно;

- используют сленг для обозначения процедур в ванной и туалете, гениталий и секса.

Дети осматривают гениталии других детей или прикасаются к ним гораздо чаще, чем полагают взрослые.

От 6 до 12 лет

Сексуальное поведение:

- могут заниматься мастурбацией, когда находится один;

- демонстрируют  смущение при затрагивании сексуальных тем;

- имитирует половой акт, поцелуи и петтинг со сверстниками;

- могут иметь настоящий половой акт, как следует не зная о его последствиях.

Сексуальные знания:

- имеют словарь для обозначения гениталий;

- увеличиваются знания о сексуальном поведении, расширяется сексуальный словарь и сленг, заимствованный из СМИ и у сверстников;

- неясность в отношении полового акта и беременности.

В этот период своего сексуального развития дети все больше пони­мают сексуальное поведение взрослых, получают информацию на эту те­му от своих родителей или из других источников и начинают обменивать­ся ею со сверстниками. Среди детей может распространяться неправильная информация. Мальчики и девочки в этот период часто играют совершенно отдельно друг от друга. Развивается моральное созна­ние, причем главной моделью морального поведения и мышления выступает родители.

Что нужно знать родителям:

  1. Если вы заметили, что ребёнок мастурбирует, лучше всего просто отвлечь его или сделать вид, что вас это занятие не интересует. Не стоит отводить его руку, бить по ней, угрожать или наказывать.
  2. Когда вы видите проявления сексуального интереса в отношении сверстников, значит, пришло время заняться сексуальным воспитанием ребёнка. Не стыдите, не ругайте и не угрожайте ребёнку всевозможными ужасами. Скажите, что ответите на все вопросы, так как знаете обо всём гораздо лучше, чем друзья вашего ребёнка. Если можете, отвечайте на вопросы честно и без стеснения, но не углубляйтесь в тему.
  3. Говорите с детьми о возможности изнасилований. Расскажите, что есть разница между прикосновениями любящего, близкого человека и чужого. Научите детей говорить «нет» на приглашения чужих людей куда-то пойти и посмотреть «что-то интересное». Научите  обращаться за помощью, если кто-то излишне настойчив. Объясните, что тело принадлежит только ему и никто не имеет права дотрагиваться до него, вкладывать какие-нибудь органы или пальцы, даже если это приятно и не больно.Договоритесь, что ребёнок сразу расскажет вам о подобных случаях.
  4. Если ребёнок начинает вести себя скрытно или проявляет не по возрасту осведомлённость в вопросе сексуальных  отношений, объясните, что вам можно доверять, даже если кто-то попросил его никому не говорить о какой-нибудь тайне. Если вы считаете, что с ребёнком уже что-то произошло, задавайте наводящие вопросы. Постарайтесь не пугать его, заверьте, что с ним не произойдёт ничего плохого, если он доверится вам.

Подростковый возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для самого ребёнка. Диапазон проблем довольно широк: от проблем первой, чаще неразделённой любви и взаимоотношений конфликтного характера, до угрозы наркомании, алкоголизма или самоубийства. Часто возникают проблемы, связанные с осознанием себя и трудностями в учебе. Также в этот период развития перед подростком стоит множество самых разных задач, и главная из них – самоопределение. Очень важно понять себя и свои возможности, свое место и назначение в жизни.


 

Памятка для приёмных родителей

Неуверенный подросток
Подростковый кризис. Необходимо рассказать подростку о том, что с ним творится. Постарайтесь полностью отказаться от обвинительной и уличающей манеры и вложить в свой рассказ максимум теплоты и понимания. Дайте ему понять, что вы его понимаете и готовы поддержать, но при этом не намерены спускать ему все с рук.
Ни в коем случае не делайте постоянных акцентов на недостатках внешности подростка.
Старайтесь не отвергать друзей вашего ребенка. Даже если вы считаете, что дружба с ними может ему навредить.
Интересуйтесь жизнью подростка. Обычно за фразой: «Не лезьте в мою жизнь», - на самом деле скрывается огромная потребность в понимании и интересе со стороны взрослых. Не обесценивайте проблемы подростков.
Не накладывайте жесткое вето на разговоры о сексе. Не бойтесь говорить с подростком об интимной стороне жизни, так как такие разговоры помогают ему сформировать адекватное отношение к сексу.
Предоставляйте подростку время и место для уединения, не вторгайтесь в личное пространство подростка против его воли.
Не выкидывайте его вещи и не убирайтесь в его комнате без его ведома, так как в этом возрасте приобретает огромное значение обстановка.
Старайтесь не донимать подростка расспросами о том, что с ним происходит. В этом случае вы можете использовать фразы, типа: «Если захочешь поговорить, я на кухне».
Спокойно относитесь к максимализму и резкости в суждениях. Говорите с ребенком на равных, не сюсюкайте и не подавляйте его. Советуйтесь с ним почаще в разных семейных вопросах.
Поощряйте уважительное и правильное поведения как можно чаще.
В случае конфликта с педагогом не занимайте ничью сторону.
Чаще говорите ребенку о его достоинствах.
Избегайте излишне эмоциональной реакции по поводу неудач ребенка. Избегайте сравнения с другими детьми.
Преодолеть чувство неуверенности в себе можно с помощью телесного контакта: можно просто погладить ребенка по голове или обнять его.
Неуверенные в себе подростки быстро утомляются. Заметив ,что ребенок утомился, скажите ему: «Отдохни немного, а потом работай дальше».
Следите за выражением лица подростка. Чаще улыбайтесь спокойные и уверенные в себе родители, способные принять ребенка таким, какой он есть – вот залог уверенности и адекватной самооценки.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ПРИЁМНЫМ РОДИТЕЛЯМ ПОДРОСТКОВ

• Наберитесь терпения. Закончится гормональная перестройка, уйдут импульсивность, раздражительность, агрессия, созреет кора головного мозга, легче станет учиться. Но останавливайте любые проявления неуважения к себе! Не превращайтесь в безропотную жертву.

• Продолжайте любить ребенка, который ведет себя сейчас так скверно, всячески показывайте ему, что вы не махнули на него рукой, а верите, что он хороший и способен на хорошие поступки. Ему не менее трудно, чем вам.

• Как можно чаще говорите по душам, без угроз и обвинений. Даже если вы не разделяете взглядов сына или дочери, выслушайте чужую точку зрения.

• Старайтесь сохранять спокойствие. Потому что гарант спокойствия в отношениях с ребенком – именно вы, человек взрослый.

• Чтобы поддержать душевное равновесие, используйте прием "изменение видения". Не думайте о глобальных катастрофах в перспективе: "станет наркоманом", "пойдет на панель"… Рассматривайте каждый конкретный день, плюсы и минусы вашего общения сегодня. И обсуждайте их, сохраняя уважение к подростку.

Считается, что 13-16 лет это «переходный возраст» и надо просто потерпеть и все наладиться. Однако не все так уж и просто, если мы потеряем доверие своих детей именно в этом возрасте, то мы рискуем и в дальнейшем не наладить их. Подростку важно знать, что его дома уважают, поддерживают. Нельзя попрекать своих детей, фразами типа: «да я в твоем возрасте..», или «ты живешь в моем доме, и обязан жить по моим правилам». С этого и начинается конфликт дома, и ребенок может это перенести на школьные отношения. Он начинает себя чувствовать ущербным и никому не нужным. Берегите своих детей и дорожите теплыми отношениями с ними.

Чувства родителя, чей ребенок вошел в подростковый возраст:

1. Страх. С ним что-то не то! С ним уже случилось что-то ужасное. Мы его упустили! Нужно срочно что- то делать с этим: взять его под контроль, заставить учиться, уважать старших. Выпороть в конце концов! Пусть будет такой, как раньше! Когда родителей боялся и уважал.

2. Злость. Да сколько можно! Комната не убрана! В дневнике замечания да двойки. В магазин сходить не допросишься! Музыка эта, от которой перепонки лопаются! Друзья эти патлатые и немытые. Хамство сплошное. Если опять вечером вовремя не придет, получит он у меня на орехи!

3. Вина. Мы — плохие родители. Мы слишком были заняты собой, вот это и случилось. Как мы могли?! Конечно, его отец всегда был занят только своей работой. А его мать интересовали только ее прическа и подружки. Наверное, ему надо было в детстве больше книжек читать или заставлять больше делать по дому. Упустили ребенка!

4. Тревога. Он не справится. Свяжется с кем попало, не закончит школу, не поступит в институт, никто замуж не возьмет, сопьется, умрет под забором...

5. Стыд. Что люди скажут?

Большинство этих чувств проживают все родители детей-подростков, которых я знаю. Охватывали они и меня, приводя в отчаяние. Знания особенностей проживания подросткового кризиса отнюдь не помогали. Чувства захватывали, и казалось, не будет этому конца.

Придет время, и кризис закончится. И все будет по-другому. Золотоволосый пай-мальчик, конечно, не вернется. Но с вами рядом начнет свою взрослую жизнь новый человек: ваш повзрослевший сын или дочка. Это не менее интересно, чем растить малыша.


 

Что может помочь родителям преодолеть этот кризисный период с минимальными душевными затратами:

• знание того, что кризис неизбежен, и его задача — помочь ребенку стать взрослым человеком;

• понимание того, что ваш ребенок продолжает любить и уважать вас, но не может проявить этого сейчас, потому что сначала ему необходимо разрушить ваш родительский авторитет;

• осознавание того, что ваш ребенок вырос и вы уже не сможете его контролировать, как раньше, не сможете все решать за него, ему пора все больше делать самому;

• принятие того, что он может казаться кому-то нехорошим, некрасивым и неуспешным, но ваша поддержка и ненавязчивое участие могут сделать со всем этим настоящие чудеса;

• вера в то, что кризис закончится.

Как родителям помочь подростку справиться со своим состоянием?

• Прежде всего, у подростка необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть со всеми его проблемами и ошибками. Необходимо показать своими поступками, что вам можно доверять.

• Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.

• Стараться вкладывать в его сознания приоритеты, направленные на жизненный успех

• Культивировать значимость образования.

• Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желание на них не отвечать или избегать разговора с вами. Например, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось, а что нет?» Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать вам правду, какая бы она ни была.

• Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.

• Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.

• Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

• Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.

• Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

• Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.


 

«Золотые» слова американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.

Если ребенок живет в атмосфере критики, он учится порицать.

Если ребенок живет в обстановке враждебности, он учится воевать.

Если ребенок живет в атмосфере страха, он учится бояться.

Если ребенок окружен жалостью, он учится жалеть самого себя

Если ребенок окружен насмешками, он учится робеть.

Если ребенок окружен ревностью, он учится завидовать.

Если ребенок живет чувством стыда, он учится чувствовать себя виноватым.

Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в себе.

Если ребенок живет в атмосфере терпимости, он учится быть терпимым.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок живет в атмосфере любви, он учится любить.

 Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка


 

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету». Это характерно и для семьи, и для школы. Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства. Недаром А.С. Макаренко писал, что учителем нельзя стать до тех пор, пока не научишься произносить слова «Подойди сюда» с 20 разными оттенками в голосе. Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Если ребенок чувствует одобрение окружающих, он учится любить себя.

Если ребенок живет в атмосфере признания, он начинает понимать, как хорошо иметь цель.

Если вокруг ребенка все делятся друг с другом, он учится щедрости.

Если ребенок живет среди честных и справедливых людей, он поймет, что такое правда и справедливость, и никогда не станет воровать.

Поощр


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.