Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Работа с родителями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

Дата: 23 сентября 2016 в 20:14, Обновлено 12 декабря 2016 в 15:57

АЛГОРИТМ

оказания психолого-психотерапевтической помощи

детям и подросткам, имеющим риск  совершения самоубийства
 

            Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показаниями ряда следующих мероприятий:

1. Информирование родственников подростков о суицидальной опасности или действиях.

2. Обеспечение  непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и семье.

3. Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта ( с согласия родителей или опекунов).
 

            При контакте с ребёнком-суицидентом в различных психологических ситуациях необходимо:

А.

При наличии признаков психических нарушений (бред, психомоторное возбуждение). К основным признакам бреда относятся ложные представления, в ошибочности которых невозможно разубедить (и: «Я должен выбросится из окна и тогда люди перестанут болеть», «Я  инопланетянин, я не могу разбиться, сейчас я вам это докажу..» и др.).

            В данной ситуации требуется:

- сообщить родителям и вызывать бригаду скорой психотерапевтической помощи;

- до прибытия специалистов следить за ним, чтобы ребёнок себе не навредил и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность. Изолируйте его от детей и не оставляйте одного;

- говорите спокойным голосом. Соглашайтесь с ним. Помните, что в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.

Б.

В ситуации психомоторного возбуждения:

- используйте приём «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя,

-  изолируйте от других учащихся;

- говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает;

- не спорьте, не задавайте вопросы, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящейся к нежелательным действиям, Н: «Не беги-стой»

В

 Двигательное возбуждение обычно длиться не долго и может сменяться нервной дрожью, плачет, агрессивным поведением.

            В данной ситуации:

- сведите к минимуму количество окружающих  (но не оставайтесь с ним один на один);

- дайте возможность «выпустить пар» (н:выговориться или избить диван, стул);

- демонстрируйте благожелательность. Даже если не согласны с ребёнком, не обвиняйте его самого, и высказывайтесь по поводу его действий;

- не старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями.

Г.

 Плач с суицидальными высказываниями. В данной ситуации:

- не оставляйте одного;

- установить физический контакт (возьмите за руку, положите руку на плечо);

- применяйте приёмы активного слушания, говорите о своих и его чувствах;

- не старайтесь успокоить ребёнка, дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» горе, страх, обиду;

-задавайте минимум вопросов, не давайте советов. Ваша задача- выслушать.

Д.

Истерический припадок:

- удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с ребёнком наедине, если это не опасно для вас.

- неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить ( резко крикнуть, дать пощёчину, облить водой и др.).

- говорите короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

- после истерики наступает упадок сил. Уложите пострадавшего спать. До прибытия родителей и медработников наблюдайте за его состоянием.

- не потакайте его желаниям. При контакте с суицидальным учащимся следует соблюдать баланс между дистанцией и близостью, между эмпатией и уважением.

Е.

 В ситуациях подозрения на суицидальное поведение, особенности коммуникации:

- сохранить  понимающую и вежливую позицию;

- дать необходимые объяснения о чувствах и поведении человека в кризисе;

- принять то, что мы не всегда можем предупредить суицид;

- принять то, что суицид – это не игра и не бесполезная попытка привлечь к себе внимание; к суициду нужно относиться серьёзно;

- говорить с подростком о его чувствах, иначе его изоляция усиливается;

- учиться справляться с собственными страхами, в том числе через осмысление предмета и осознание его значения для себя;

- избегать моральных оценок и директивного тона в беседе, проявлять уважении к мнению и ценностям собеседника;

- избегать невыполнимых обязательств;

- иметь в себе мужество задавать нужные вопросы (максимально позитивные);

- избегать принятия решений «вместо» подростка-суицидента.

            Если вы чувствует, что подросток находится в стадии риска, самое лучшее, что вы сможете сделать для себя, это не заниматься этим один на один.  Пусть будут вовлечены другие люди (родители, родственники, детские психиатры, психотерапевты, психологи).

            Госпитализация в стационар осуществляется с согласия родителей или официальных опекунов и показанию:

- во всех случаях повторных суицидных попыток;

- при наличии психических расстройств;

- при наличии высокого риска суицидных действий;

- устойчивых мыслей о самоубийстве;

- высоком уровне решимости умереть в ближайшее время;

- беспокойстве или панике;

- неблагоприятной семейной ситуации.
 

Суицид. Суицидальное поведение детей и подростков

Число самоубийств среди молодежи выросло в 3 раза за последние 3 года.
каждый двенадцатый подросток в возрасте 15-19 лет пытается совершить попытку самоубийства.
Число законченных суицидов среди юношей в среднем в 3 раза больше, чем среди девушек.
девушки пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем юноши.

Причины  суицида

Неурядицы в личной жизни;

Несчастная любовь;

Непонимание окружающими, одиночество;

Неприятности в семье;

Межличностные конфликты или потери;

Проблемы с дисциплиной и законом;

Разочарование успехами в школе, серьёзные трудности в учёбе;

Серьёзная физическая болезнь;

Целенаправленная травля;

Физические издевательства (изнасилование, побои);

Потеря смысла жизни;

Высокие требования в школе к итоговым результатам обучения (экзамены);

Нежелательная беременность, аборт и его последствия  и др.

Словесные признаки

Разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.

Намёки  о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.

Много шутят на тему самоубийства.

Заинтересованность вопросами смерти.

Поведенческие признаки

1. Раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами.

2. Демонстрируют радикальные перемены в поведении,

3. Проявляют признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.

4. Написание «записок-завещаний»

5.Несоблюдение правил личной гигиены;

6. Самоизоляция от других людей, резкое снижение повседневной активности;

7.Частое прослушивание траурной или печальной музыки;

8. Нанесение порезов, царапин, другое самоповреждающее поведение.

Ситуационные признаки

Психотравмирующие события, которые недавно произошли в жизни ребёнка или подростка (ощущает себя жертвой насилия, разрыв отношений с любимым человеком, публичное оскорбление, незаслуженное наказание, конфликт с родителями, живёт в нестабильном окружении, развод родителей, смерть кого-то из близких).

Группы детей, склонных к суициду

1.Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

2.Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.

  3.Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.

 4. Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.

Суицидально опасная референтная группа

1.Молодежь, с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

2.Сверхкритичные к себе;

3.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

4.Подростки, фрустрированные несоответствием между  ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;

5.Люди, страдающие от болезней  или покинутые окружением.

6.Дети из социально-неблагополучных семей – уход из семьи, развод родителей;

7.Дети без семей, в которых были случаи суицидов.

Портрет суицидента

-высокоответственные, везде успевают, не справляются с поставленными задачами;

-изгои, изолированные, «забитые»;

-имеющие психические заболевания.

Признаки эмоциональных нарушений.


1.Потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
2.Частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость);
3.Необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду
4. Постоянное чувство одиночества, бесполезности, вины или грусти.
5.Ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие.

6.Уход от контактов, изоляция от друзей и семьи, превращение в человека одиночку.
7.Нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы.
8.Погруженность в размышления о смерти
отсутствие планов на будущее.
9.Внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей.

Предотвращение суицидальных попыток

1.Снятие психологического напряжения в психотравмирующей ситуации.

2.Уменьшение психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение.

3.Формирование компенсаторных механизмов поведения.

4.Формирование адекватного отношения к жизни и смерти.




 

Суицид можно предотвратить.


Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.
В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжении короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

Суициденты как правило психически здоровы

Поскольку суицидальное поведение принято считать ”ненормальным” и “нездоровым”, многие ошибочно полагают, что суициденты “не в себе”. Суицидентов путают с теми, кто психически болен. Есть даже точка зрения, будто суициденты опасны не только для самих себя, но и для других.
Да, суициденты могут вести себя как “психи”, однако их поведение не является следствием психического заболевания. Их поступки и мысли неадекватны лишь в той степени, в какой неадекватным оказалось их положение. Кроме того, в большинстве своем суициденты не представляют опасности для других. Они могут быть раздражены, но их раздражение направлено исключительно на себя.

Важно помнить что

Любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых оказываются для ребёнка своеобразным «жизненно важным витамином», дающим ощущение защищённости, обеспечивающим эмоциональную стабильность, равновесие в отношениях, способствующим росту самооценки.
Тёплые тесные связи ребёнка с родителями (особенно с родителем того же пола, что и ребёнок) способствуют развитию у него гуманного отношения к другим.


Рекомендации для педагогов
 

Как сохранить психологическое здоровье подростков

О важном!

Психологи утверждают, что психологически здоровый человек  имеет верное представление о  самом себе, он способен справиться с возникающими трудностями, оптимистически настроен, способен к самореализации.

Профилактическая работа с детьми это:

  • предупреждение приобщения их к употреблению психоактивных веществ;
  • сведение до минимума действия факторов риска (воздействие на человека, повышающее вероятность развития болезни), приводящих к любым формам девиантного (отклоняющегося от нормы) поведения;
  • обеспечение условий позитивного развития личности.

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей является основой первичной профилактики асоциального поведения. Данная профилактика должна быть направлена на развитие у детей  ответственности за собственную жизнь и формирование толерантных, конструктивных отношений между сверстниками.

Известно, что риск совершения противоправных поступков  человеком, употребляющим психоактивные  вещества, склонного к агрессии, неустойчивого к стрессам, значительно выше того риска, который может быть у человека, ведущего активный, здоровый образ жизни, умеющего сохранять своё психологическое здоровье.

Работа по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения, укрепления и развития психологического       здоровья детей включает в себя не только приобретение фактических знаний, но также полезных навыков, которые способствуют развитию личности детей. Ребята могут применять эти навыки в различных жизненных ситуациях.

Работая в направлении первичной профилактики асоциального поведения в контексте сохранения психологического здоровья,  можно  использовать следующие виды психологических занятий-практикумов.

Урок здоровья в первом классе под названием  «Как сохранить и укрепить свое здоровье»следует проводить  с целью психологического просвещения обучащихся. С ребятами обсуждаются такие составляющие здоровья как сон, правильное питание, позитивное настроение, отсутствие вредных привычек. Занятие проводится в устной  форме с включением игр на развитие коммуникативных навыков и повышения самооценки и уверенности в себе.

Хорошей профилактикой  детских эмоциональных нарушений в можно считать занятия по сказкотерапии. Сказкотерапия – это метод, направленный на развитие творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказкотерапия – означает «лечение сказкой. Сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи.

Сказки структурируются по отдельно взятым детским проблемам:

  1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх пред медицинским кабинетом и другие страхи.
  2. Сказки для гиперактивных детей.
  3. Сказки для агрессивных детей.
  4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой;  проблемы с мочевым пузырем и т.д.
  5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений. В случае развода родителей. В случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.
  6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Основные методы сказкотерапии

Можно выделить несколько вариантов работы со сказкой:

  • Рассказывание сказки.
  • Рисование сказки.
  • Сказкотерапевтическая диагностика.
  • Сочинение сказки.
  • Изготовление кукол.
  • Постановка сказки.

Для детей среднего звена

В среднем школьном звене с детьми можно проводить психологический тренинг «Моя уверенность в себе. Как правильно сказать «нет». Данный тренинг нацеливает ребят  на ведение здорового образа жизни, выработку устойчивой жизненной позиции. Ребята знакомятся с формами отказа: отказ-соглашение, отказ-обещание, отказ-альтернатива, отказ-отрицание. Выбирают наиболее эффективные способы отказа, анализируют предложенные жизненные ситуации, проигрывают ситуации в парах.

Возможно проводить с детьми  театральное представление под названием «Один день из моей жизни». Здесь вся информация психопрофилактического характера исходит от самих детей, что особенно ценно. Каждый ребенок проигрывает перед группой ребят «один день из своей жизни», и остальная группа ребят анализируют и обсуждают все составляющие здорового образа жизни, что увидели «в сценке» своего одноклассника.

Психологически здоровый человек адекватно оценивает сложившиеся жизненные ситуации, коммуникабелен, толерантно относится к окружающим, уверен в своих силах, способен преодолеть трудности, жизнерадостен. Развитию данных стороРазвитию данных сторон личности  можно посвящать следующие психологические тренинги: «Тренинг общения», «Тренинг толерантности», «Тренинг нравственный выбор», Тренинг «Давайте жить дружно с родителями».

Для детей старших классов

В старших классах с детьми можно проводить тренинг «Осторожно – ПАВ!». Обучающиеся разбиваются на пять групп согласно выбранным карточкам: родители, подростки, учителя, врачи, научные работники. От лица этих людей ребята высказывают своё мнение, т. е. идёт обсуждение проблемы с разных позиций.

Возможно проводить дискуссии для подростков «ПАВ и последствия их употребления», где обучащиеся высказывают свою точку зрения. Все мнения подростков обязательно комментирует психолог, развенчивая определенные мифы, касающиеся употребления ПАВ.

Стоит отметить, что теплота и искренность психолога в работе с детьми помогает развитию их личности.

Первичная профилактика охватывает всех детей. Цикл занятий по первичной профилактике асоциального поведения в контексте сохранения и укрепления психологического здоровья способствует формированию у ребят правильных, здоровьесберегающих установок.






 

Нормативно-правовые основы профилактики суицидального риска




 

При организации и проведении в учреждениях образования работы по профилактике суицидов необходимо руководствоваться соответствующими нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Беларусь. Основу перечня таких документов составляют:

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (от 9 июля 1999 г.; измен. и доп.: Закон Республики Беларусь от 5 января 2008 г. № 315-З);

Кодекс Республики Беларусь об образовании (от 13 января 2011 г.);

Уголовный кодекс Республики Беларусь (от 9 июля 1999 г.; измен. и доп.: Закон Республики Беларусь от 3 августа 2004 г. № 309-З);

Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-ХII «О правах ребенка» в редакции Закона Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 440-З (измен. и доп.: Закон Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 365-З);

Закон Республики Беларусь от 11 июля 2000 г. № 407-З «О ратификации Конвенции о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Конвенции 182)»;

Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 451-З «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам противодействия нелегальной миграции, распространению рабского труда, детской порнографии и проституции»;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 1999 г. № 274-3 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 153-З «Об оказании психологической помощи»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;

Декрет Президента Республики Беларусь от 9 марта 2005 г. № 3 «О некоторых мерах по противодействию торговле людьми»;

Указ Президента Республики Беларусь от 8 августа 2005 г. № 352 «О предотвращении последствий торговли людьми»;

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 31 января 2007 г. № 47 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования от 28 декабря 2006 г. № 17.1»;

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите»;Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 августа 2008 г. № 615 «О системе работы с семьей по улучшению качества нравственно-правового воспитания, предупреждению асоциального поведения учащихся учреждений образования Гродненской области»;

    Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 28 августа 2009 г. № 919 «О выполнении постановления коллегии Министерства образования Республики Беларусь «О подготовке учреждений образования к новому 2009/2010 учебному году» (особое внимание п. 13.6 и др.);

Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 17 мая 2010 г. № 317 «О комплексных мерах по контролю за положением детей и учащейся молодежи, охране их жизни и здоровья, предупреждению попадания в социально опасное положение»;

Необходимо заметить, что, организуя профилактическую работу в учреждении образования, педагогическим работникам с целью повышения правовой грамотности воспитанников, их родителей и всех заинтересованных, а также формирования правовой ответственности у несовершеннолетних следует обращать особое внимание на ст. 145 «Доведение до самоубийства» и ст. 146 «Склонение к самоубийству» Уголовного кодекса Республики Беларусь. В этих статьях предусмотрена уголовная ответственность граждан за доведение лица до самоубийства (или покушение на него путем жестокого обращения и систематического унижения его личного достоинства) и умышленное склонение к самоубийству (возбуждение решимости совершить самоубийство) вплоть до лишения свободы сроком до пяти лет.

Учреждения образования, кроме нормативных правовых актов, используют в работе по профилактике суицидального риска следующие информационно-методические материалы:

  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 13 марта 2008 г. № 12-01-11/1260 «О проведении Всемирного дня предотвращения самоубийств»;
  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 9 сентября 2009 г. № 12-02-12/4114/дс «О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков»;
  • письмо Министерства образования Республики Беларусь от 2009 г. «О профилактике и раннем выявлении суицидального поведения детей и подростков»;
  • «Рабочий план Министерства образования Республики Беларусь по выполнению Комплексного плана по профилактике суицидального поведения на 2009–2012 годы» от 5 ноября 2009 г. (с приложением «О мерах по профилактике суицидов среди детей и подростков» к Комплексному плану);






 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.