Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Психолог- и - Я

Дата: 7 декабря 2015 в 15:34, Обновлено 16 декабря 2015 в 12:52

О детских слезах

«Детям нужна любовь, особенно в те моменты,

когда они её не заслуживают».

Горальд Халберт

Дорогие папы-мамы, предлагаю вспомнить, как всё начинается… Беременность, ожидание, роддом… И вот ребёнок, долгожданный малыш, - дома! Счастье, хлопоты, тревоги, бессонные ночи… И детские слёзы, плач.   Почему наши дети плачут?

Может быть, ему больно, а может, он просто переполнен впечатлениями нового для него мира. Подумайте: у малыша был трудный день (а может, совсем недавно – трудное рождение), и он хочет рассказать вам об этом. Он плачет, но, может быть, это хорошие, облегчающие слёзы; он высвобождает переполняющие его гормоны стресса, которые накопились от впечатлений от этого безумного мира.

            Родители, с помощью слёз, истерики ваш ребёнок пытается рассказать вам о своих переживаниях. К сожалению, малыш не может сказать, почему он расстроен. Он ещё не очень хорошо ориентируется в чувствах и поэтому не знает, как попросить о помощи. Иными словами, слёзы и другое плохое поведение являются призывом ребёнка о помощи, когда он не знает, как пережить свои бурные эмоции, и это заставляет его вести себя плохо. Эти чувства надо принимать, пережить: проходя свободно сквозь нас, они исчезают, не накапливаясь и не причиняя нам боль.

            Помните: и слёзы, и смех помогают освободиться от груза тревог и сильных эмоций, переживаний. Помогите ребёнку смеяться, когда он может (играя), и поплакать, когда ему это нужно (будьте рядом).

            Что же делать, спросите Вы, когда ребёнок плачет?

            Каждый, кто провёл хоть немного времени с новорожденным, знает, что его бывает трудно успокоить. К счастью, мы так устроены, что детский плач не оставляет нас равнодушными, поэтому мы стараемся взять малыша на руки и утешить. Каждый родитель согласится, что в ваших руках малыш постепенно успокаивается. А биологические процессы в этот момент таковы: тело ребёнка реагирует на ваши объятия выбросом гормонов спокойствия. Физиологически ребёнок приобретает опыт того, что его голод и другие чувства можно унять, что помощь рядом, и кто-то защищает его, помогая ему справиться с собой, что не нужно бояться. Малыш усваивает, что вокруг дружественный мир (а это очень важно для нормального развития ребёнка). Ведь каждый раз, когда вы реагируете на плач ребёнка, его мозг формирует программу самоуспокоения на будущее, когда он станет старше. Учёными доказано, а на практике, в жизни, проверено: ваш спокойный голос, любящий взгляд, теплота и надёжность родительских рук дают ребёнку понять, что окружающий мир – это безопасное место, в котором можно расслабиться и которому можно довериться. Мудрые родители остаются рядом с малышом, сочувствуют ему, принимая его гнев и понимая его слёзы. Поэтому наша родительская задача – как можно чаще давать детям уверенность в том, что он в безопасности, быть с ребёнком рядом, в контакте.

            Это поведение кажется очень простым для родителей, но в жизни мы, родители и другие взрослые, ведём себя по-другому, не так правильно. Вам знаком совет: «Оставь, не подходи, пусть поплачет – полезно, переплачет и сам успокоится. А то совсем ребёнка разбалуете, на голову сядет, т.д. и т.п.»

            Это огромное заблуждение, которое крепко в нас сидит и передаётся из поколения в поколение. Установлено, что у ребёнка, который долгое время безутешно плачет, увеличивается частота сердечных сокращений и кровяное давление, падает уровень кислорода и повышается уровень гормона стресса. Ребёнок, оставленный в одиночестве, плачет, пока не устанет; но ведь это не успокоение, а усталость, истощение. Так дети привыкают ничего не ждать от родителей, и, если никто не реагирует на их плач, они перестают требовать утешения и ласки. Задумайтесь: малыши в домах ребёнка плачут мало, но это нельзя назвать здоровой адаптацией; если ребёнок не протестует, - это значит не то, что он отлично может успокоиться сам, без родителей, а то, что малыш уже понял – родители не помогут. Жаль, что некоторые из нас преподают такой урок своим детям.

            Что же делать, если такое простое поведение оказывается трудновыполнимым на практике? Да, трудно, но возможно: следует глубоко вздохнуть, успокоить себя, и продолжить создавать для ребёнка безопасные и надёжные условия. А со временем малыш научится от нас успокаивать себя сам, регулировать своё поведение.

            Да, ни один родитель не может всегда полностью понимать своего ребёнка, ведь даже самый внимательный родитель настроен на ребёнка лишь в 30% случаев. Мы всего лишь люди, а это значит, что мы отвлекаемся, тревожимся, унываем, болеем – проще говоря, мы не всегда можем быть такими, какими хотим быть для своих детей. Успокойтесь, для вашего малыша вам не нужно быть идеальным, совершенством. Ведь все мы, люди, не совершенны.

            Всё, что нужно, - быть достаточно хорошим, чтобы быть рядом и успокаивать ребёнка, если он в этом нуждается; дать ему то, что необходимо нам всем, когда мы расстроены, - сочувствующего свидетеля. Даже если ваш малыш продолжает плакать, когда вы его держите в объятиях, он всё равно чувствует ваше тепло. И это совсем не то, что в отчаянии безутешно плакать одному.

            Когда вы отворачиваетесь и оставляете плакать ребёнка одного, это меняет и вас, как родителя. Вы хорошо себя чувствуете, отвергая плачущего малыша? В этот момент вы делаете усилие, чтобы отключить своё естественное сочувствие к своему ребёнку. Это становится первым шагом к нарушению связи с ребёнком, к разрушению вашей способности быть отзывчивым и внимательным родителем, настроенным на ребёнка.

            Дорогие мамы-папы, ответ на все ваши вопросы прост: душевная близость с детьми, тёплый эмоциональный контакт с ними – это секрет нашего родительского счастья. Независимо от того, как плохо ведёт себя ребёнок, самое большое его желание в этот момент – это восстановить контакт с вами, он привлекает ваше внимание, просит помощи и любви.

         Повернитесь к вашему ребёнку.

         Любовь лишней не бывает.

         Любовь никогда не ошибается.

 

Педагог-психолог

Свислочского районного СПЦ                                        Боричевская Л.А.

 

Как помочь детям разрешить психологические проблемы

(подсказки детского психотерапевта)

Возможно, вы знаете, что психотерапевт кроме лекарств, применяет разные методы (воздействие словом, игрой, рисованием), а также пользуется специальными техниками, которые задействуют воображение, логику, бессознательное. Одним из мощных лечебных средств, которые используют психотерапевты, является гипноз – внушение определённой важной информации во время особого состояния – гипнотического сна (транса). А главным инструментом психотерапевта является его личность. Поскольку людьми (личностями), которые оказывают самое сильное воздействие на ребёнка, являются родители, то вы сами – мамы-папы – можете быть психотерапевтом (я уверена, что самым лучшим) для своего ребёнка. Ваши слова часто закладывают настоящие долговременные программы в бессознательное ребёнка, которые потом выполняются на протяжении многих лет. Вот почему так важно, чтобы ребёнок слышал от родителей правильные слова, закладывающие позитивные, жизнеутверждающие, а не разрушающие, программы.

Я не знаю, кто первый придумал соединить два мощных средства воздействия на детей и подростков (родительское воздействие и технику гипноза) – мамы или врачи, это неизвестно,  да и не важно. Главное, что в результате появился родительский гипноз, который с успехом используют родители для проявления своей любви к ребёнку, для улучшения его физического и психического здоровья, поведения и отношений с окружающими, для укрепления веры в себя.

            Техник родительского гипноза много, их можно использовать в то время, когда ребёнок болеет, либо для профилактики, когда у ребёнка какие-то психологические проблемы. Родительский гипноз не может быть основным лечением (в случае болезни), но способен стать важным дополнением. Те, кто его использовал, отмечают улучшение состояния уже через 1,5 месяца при регулярном применении.

            Мамин голос для ребёнка на долгие годы становится как бы его внутренним голосом. Если мама всё время сердится, раздражается, твердит, что ребёнок не такой, как ей хочется, плохой, ребёнок теряет веру в себя, ему закладывается программа неудач и болезней. И наоборот: если мамин голос постоянно одобряет, поддерживает, говорит о счастье, здоровье, подчеркивает достоинства, то все психоэмоциональные процессы приходят в норму, ребёнок вырастает уверенным в себе человеком, способным гармонично взаимодействовать с окружающими людьми и окружающим миром.

            Важно, чтобы вы были в хорошем настроении, в готовности нести ребёнку добро. Каждая фраза произносится сначала про себя, а потом вслух. При этом можно легонько дотрагиваться до ребёнка или поглаживать его.

  1. Витамины материнской любви.

С помощью этих слов мама изливает любовь на ребёнка: «Я тебя очень-очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты моя родная частичка, родная кровинушка. Я без тебя не могу жить. Я и папа тебя очень сильно любим».

  1. Установка на физическое здоровье.

При лёгких недомоганиях одна эта «мама-терапия» может излечить без всяких лекарств: «Ты сильный, здоровый, красивый ребёнок, мой(я) мальчик (девочка). Ты хорошо кушаешь и поэтому быстро растёшь и развиваешься. У тебя крепкие и здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. Ты закаленный, редко и мало болеешь».

  1. Установка на психическое здоровье, нормальное психическое развитие.

«Ты спокойный мальчик (девочка). У тебя хорошие крепкие нервы. Ты терпеливый, добрый, общительный, умный. У тебя хорошо развивается голова. Ты всё хорошо понимаешь и запоминаешь. У тебя всегда хорошее настроение, и ты любишь улыбаться. Ты хорошо спишь. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь только хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. У тебя хорошо и быстро развивается речь».

  1. Отражает народную мудрость.

Издревле мама брала больного ребёнка, прижимала к себе и внутренней силой очищала его от недуга: «Отдай мне свою болезнь!», «Я забираю и выбрасываю твою болезнь и твои трудности (далее мама называет конкретные проблемы ребёнка). Я забираю и выбрасываю твой плохой сон (если ребёнок плохо спит). Я забираю и выбрасываю твои страшные сны. Я забираю и выбрасываю твою плаксивость. Я забираю и выбрасываю твою нелюбовь к еде. (Заключительная фраза обязательно) – Я тебя очень-очень сильно люблю».

            Если малыш серьёзно болен, чтобы ему помочь врач назначает необходимое лечение, и добавить родительский гипноз. Говорите эти слова вашим сладко спящим детишкам – и они обязательно вырастут здоровыми, умными и счастливыми.

            Выберите время и место: лучше всего применять эту методику, когда ребёнок спит, т.е. через 20-30 минут после того, как малыш заснул, садитесь к его кровати и дважды произносите каждую фразу (сначала мысленно для себя, затем вслух). Делайте это каждый день: месяц, два – это зависит от состояния ребёнка. Ни высокая температура, ни другие проявления болезни противопоказаниями не являются. А вот если сама мама не в форме – заболела, взвинчена – сеанс лучше отменить, т.к. своему ребёнку посылаем только положительную энергию. Потом такие «гипнотические» сеансы можно повторять 2-3 раза в неделю. Может быть, это и есть материнская молитва?!

            Примерный текст базовой программы: «Я тебя очень сильно люблю. Ты самое дорогое и родное, что у меня есть. Ты сильный, здоровый, красивый ребёнок. Ты хорошо кушаешь и  быстро растёшь и развиваешься. У тебя здоровые сердечко, грудка, животик. Ты легко и красиво двигаешься. У тебя крепкий иммунитет и простуды обходят тебя стороной. У тебя крепкие, здоровые нервы. Ты терпеливый, добрый, общительный, умный. У тебя хорошо развивается голова. Ты всё хорошо понимаешь и запоминаешь. Ты умнеешь не по дням, а по часам. У тебя всегда хорошее настроение, и ты часто улыбаешься. Ты легко и быстро засыпаешь, ты видишь хорошие добрые сны. Ты хорошо отдыхаешь, когда спишь. Я тебя очень-очень сильно люблю!».

            Проводите эту технику регулярно для спящего ребёнка и почаще произносите те же слова днём, когда он вас слышит (уже не в виде сеанса, а «вразброс»). Этим вы сделаете неоценимый вклад в здоровье и будущую жизнь ребёнка.

            Помните, что у вас самих есть мощные ресурсы для воспитания ребёнка, да и помощники-профессионалы могут прийти на помощь и что-то подсказать.

            Успеха вам и вашим детям!

 

Педагог-психолог                       Л.А.Боричевская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.