Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Организация работы учреждений образования по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Дата: 5 октября 2017 в 20:38, Обновлено 8 декабря 2017 в 13:07

Рекомендации классным руководителям, педагогам по работе с учащимися с низким уровнем самооценки

1.Создавать определенную ситуацию, в ходе которой такие учащиеся достигали бы успеха.

2.Вовлекать в деятельность класса, давать им посильные поручения, задания.

3.Оказывать необходимую эмоциональную и психологическую поддержку со стороны авторитетных товарищей и педагогов.

4.Создавать благоприятный психологический климат на уроке, во внеурочное время.

5.В отношении с учащимися использовать гибкость в общении, дипломатичность.

6.Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учёбе и в творчестве.

8.Выслушивайте мнение ребенка, его позицию, как имеющую право на существование, но при этом просите обосновать.

9. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.

10.Помните, что для формирования адекватной самооценки, как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

11.Поощряйте в ребенке инициативу.

12.Не сравнивайте ребенка с другими детьми.(Сравнивайте его с самим собой тем, каким он был вчера или будет завтра).

13.Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.

14.Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.

15.Анализируйте вместе с ребенком его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.

Рекомендации классным руководителям по повышению статуса ученика в классе и сплочению классных коллективов:

1.Вовлечь «пренебрегаемых» учеников в интересную для них деятельность (познавательные, спортивные мероприятия, общественные поручения и др.) 2.Предложить ребятам подготовить классное мероприятие вместе с «лидерами».

3.Не критиковать перед всем классом, говорить, что-либо  негативное  только наедине.

4.Не  сравнивать результаты деятельности «пренебрегаемых» детей с результатами других, а только с его собственными результатами.

5.Применять методы поощрения-одобрения. Хвалить детей за выполненные задания, поручения не только от своего имени, но и от всего  классного коллектива.

6. Провести классные час – тренинги c учащимися на повышение уровня сплочённости в классном коллективе.

7. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости);

8.Обратить внимание на межличностные отношения в классе. Помочь детскому коллективу развиваться без серьёзных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению через проведение классных мероприятий, совместных классных дел.

9.Провести повторное социометрическое исследование через 3 месяца.

Направления работы по профилактике суицидального поведения обучающихся:

 Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

 Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

 Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

Правила организации профилактики суицида среди школьников:

неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

         знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;

рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Система профилактики суицидов среди детей и подростков:

Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).

Мероприятия:

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся, индивидуального маршрута);

привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;

формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика.

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе диагностического пакета методик по выявлению риска суицидального поведения.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;

изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель - предотвращение самоубийства

Мероприятия:

Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;

оповещение родителей.

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия:

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);

сотрудничество с другими организациями.

В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, учителя-предметники, организаторы досуга, члены советов профилактики и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций.
 

Алгоритм внутрипрофессионального взаимодействия специалистов на разных уровнях профилактической антисуицидальной помощи обучающимся

(для педагогов-психологов, педагогов социальных, классных руководителей)

Профилактика суицидальной активности

(Классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, педагоги)

-обеспечение психолого-педагогических условий адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу;

-оказание психологической поддержки учащимся;

-выявление учащихся из кризисных семей, нуждающихся в психологической, социальной помощи и своевременное включение их в программу помощи;

-предупреждение конфликтов между членами коллектива в среде учащихся, учителей, администрации;

-информирование учащихся о работе психологов ОУ (указать адрес, Ф.И.О. и часы работы), службы экстренной психологической помощи «телефон доверия 170» для подростков и молодежи;

-проведение методического семинара с педагогами «Предупреждение суицидального поведения старшеклассников»;

-работа по недопущению фактов насилия в отношении учащихся и созданию благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

                Мониторинг психологического здоровья учащихся

Коррекция суицидальных мыслей, намерений, угроз

(Педагог-психолог, классный руководитель, врач, педагог социальный):

-выявление и учет детей, склонных к суицидам;

-взаимодействие социально-педагогической и психологической службы учреждений образования с медицинскими учреждениями по учету и анализу состояния психического и соматического здоровья детей;

-устранение случаев применения к обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений методов физического и психического насилия;

-групповые консультации по темам «Профилактика жестокого обращения в семье», «Профилактики суицидов в образовательных учреждениях».

Основные признаки суицидального поведения у подростков:

(для педагогов учреждений образования)

-отсутствие надежды и веры в будущее;

-пренебрежительное отношение к себе (разговоры о том, что никому нет до него дела);

- перестают заниматься любимыми занятиями;

-угрожают убить себя;

- потеря связи с реальностью (психоз), чрезмерная тревожность;

-злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами;

-разговоры, письма или рисунки на тему смерти, включая написание предсмертных записок, разговоры о предметах, которыми можно нанести физический вред, например, таблетки, оружие или ножи;

-постоянное желание остаться наедине;

-раздача личных вещей;

-агрессивное поведение или внезапное чувство спокойствия;

-побег из дому;

-опасное для жизни поведение, например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

-случаи самоубийства в семье;

-недавнее предотвращение попытки самоубийства.

Факторы и индикаторы суицидального риска суицида у несовершеннолетних

Социально-демографические факторы риска суицида

  • Пол- мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше);
  • Возраст – подростки и молодые люди 14-24 лет;
  • Семейная ситуация (гипер-/гипо- опека, неблагополучная семья, непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т.п.);
  • Изоляция (склонность к одиночеству, отсутствие друзей, преследование со стороны группы и т.п.).

Медико-психологические факторы риска суицида.

  • Депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
  • Зависимость от психоактивных веществ либо другая форма зависимости;
  • Расстройств личности;
  • Циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуация характера;
  • Соматическая патология – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание;
  • Врожденные и приобретенные уродства;
  • Потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата/расстройство половой функции);
  • ВИЧ – инфекция.

Биографические факторы риска суицида

  • Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола),
  • Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
  • Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т.д.)
  • Принадлежность к группам, культивирующим смерть (готы/эмо)

Ситуационные индикаторы суицидального риска:

  • смерть любимого человека;
  • расставание с любимой (ым);
  • вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства, высокая учебная нагрузка, запрет на выход из дома и т.д.);
  • сексуальное насилие;
  • нежелательная беременность;
  • позор, унижение – «потеря лица».

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • уход из дома и т.п.;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • предпочтение тем разговора, музыки и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

  • - разрешающие установки к суицидальному поведению;
  •  негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
  •  «туннельное поведение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
  • импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;
  • существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т.п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты – в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
  • переживание горя.

Средства решения проблем

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

  •  инстинкт самосохранения;
  •  интеллект;
  •  социальный опыт;
  •  коммуникативный потенциал;
  •  позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • поддержка семьи и друзей;
  • приверженность религии;
  • медицинская помощь;
  • индивидуальная психотерапевтическая программа.

Группы детей, склонных к суициду

Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  •   Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.
  •   Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.
  • Суицидально опасная референтная группа:

1.Молодежь, с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

2.Сверхкритичные к себе;

3.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

4.Подростки, фрустрированные несоответствием между

    ожидавшимися успехами в жизни

    и реальными достижениями;

5.Люди, страдающие от болезней

    или покинутые окружением.

6.Дети из социально-неблагополучных семей – уход из семьи, развод родителей;




 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.