Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 24 человека

Организация работы учреждений образования по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних

Дата: 5 октября 2017 в 20:38, Обновлено 9 февраля в 16:41

Методика «Наши отношения»

Из шести утверждений выберите одно, которое больше всего совпадает с вашим мнением.

1.​ Наш класс очень дружный и сплоченный.

2.​ Наш класс дружный.

3.​ В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.​ В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5.​ Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6.​ Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

1.​ В нашем классе принято помогать без напоминания.

2.​ В нашем классе помощь оказывают только своим друзьям.

3.​ В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4.​ В нашем классе помощь оказывают только тогда, когда требует учитель.

5.​ В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.​ В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о характере взаимоотношений, об атмосфере в коллективе. В то же время мнение каждого конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Социометрическое исследование в классном коллективе

Для изучения классного коллектива используется метод социометрии, основанный на выборе партнера по совместной деятельности. При помощи данной методики определяется популярность-непопулярность учащихся (разный социометрический статус), существующие в классе микрогруппы. Социометрия позволяет получить своеобразную канву структуры классного коллектива.

Процедура проведения: учащимся класса раздают листы бумаги (1/2 тетрадного листа или специально подготовленный бланк), просят обязательно их подписывать. Учащимся предлагается, отвечая на вопросы (С кем бы хотел…), написать фамилии троих своих одноклассников. При этом следует обратить внимание ребят на то, что мы ведем речь о списочном составе класса, а не только о тех, кто сегодня присутствует в классе. Важно заверить учащихся в конфиденциальности полученных сведений. «Маскирующая» цель проведения эксперимента, о которой сообщается учащимся – изучение отношений в классе.

Вопросы (критерии) для проведения социометрического эксперимента:

1. С кем из своих одноклассников ты хотел бы вместе готовиться к экзамену (контрольной работе)? Напиши фамилии троих ребят.

2. Кого из своих одноклассников ты пригласил бы к себе на день рождения? Напиши фамилии троих ребят.

3. Для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающими, человеку важно знать, как его люди оценивают, что они о нем думают. Если бы у тебя была такая возможность, мнение кого троих своих одноклассников о себе ты хотел бы узнать, чье мнение для тебя значимо, важно?

Примечание. Вопрос №3 предназначен для определения референтной группы, но лучше его задать вместе с первыми двумя.

Критерии могут быть другими, но обязательно один из них должен относиться к учебной (основной) деятельности, а другой – к сфере эмоциональных, неучебных отношений.

Обработка результатов. По каждому из критериев (1 и 2) на основе ответов учащихся оформляется социоматрица (см. пример в таблице 1). Она составляется следующим образом: по вертикали располагаются фамилии учащихся в алфавитном порядке, по горизонтали - их порядковые номера.

Таблица 1 – Пример заполнения социматрицы

ФИО учащегося

1

2

3

4

5

6

7

8

А. Миша

1

×

А. Таня

2

×

Б. Игорь

3

×

В. Саша

4

×

П. Андрей

5

×

С. Саша

6

×

С. Марина

7

×

Я. Света

8

×

Кол. Полученных выборов

Количество взаимных выборов

В строке напротив фамилии данного ученика отмечаются знаком «+» (плюс) те одноклассники, которых он выбрал. Отметив в матрице выборы всех учащихся, кружком обводятся «+», соответствующие взаимным выборам. В нашем примере №1 (А. Миша) №5 (П. Андрей) выбирают друг друга. Взаимные выборы располагаются симметрично относительно диагонали социоматрицы.

Затем в столбиках подсчитывается общее количество все выборов у данного ученика (сколько человек выбрали его), и количество взаимных выборов (когда двое учеников выбирают друг друга).

Получается две социоматрицы, в каждой из которых отражаются выборы по одному из предлагаемых критериев. Дальнейший анализ ведётся тоже по каждому критерию

На основе анализа всех полученных данных определяется социометрический статус ученика в данном коллективе. Количество выборов является показателем популярности-непопулярности его в группе.

Учащиеся, получившие наибольшее количество выборов, относятся к I группе - это «звезды»; ко II группе «предпочитаемых» относятся те, кто получил 3-4 выбора; к III группе «принятых» относятся ребята, получившие 1-2 выбора; и к IV группе — «пренебрегаемых» или «изолированных» относятся школьники, не получившие ни одного выбора.

Таким образом, учащиеся, оказавшиеся в I и II группах, занимают благоприятное положение в классе, а учащиеся III и особенно IV группы имеют неблагоприятное положение среди сверстников.

Полученная информация не должна сообщаться учащимся в полном объеме. Ни в коем случае не разглашаются сведения о том, кто кого выбрал. Можете сказать ученику, сколько всего выборов он получил. Если ученик попадает в категорию непринятых, т.е. его никто не выбрал, не стоит ученика травмировать, лучше сказать, что у него есть 2-3 выбора. Не стоит озвучивать и такие понятия, как звезды, принятые, непринятые и т.п., тем более, говорить, кто к какой категории относится.

Микроисследование «Атмосфера в классе»

Баллы

5

4

3

2

1

1

Дружелюбие

Враждебность

2

Согласие

Несогласие

3

Удовлетворенность

Неудовлетворенность

4

Увлеченность

Равнодушие

5

Взаимоподдержка

Недоброжелательность

6

Теплота

Холодность

7

Сотрудничество

Отсутствие сотрудничества

8

Взаимовыручка

Отсутствие взаимовыручки

9

Занимательность

Скука

10

Успешность

Неуспешность

Вычислив оценку по каждой паре слов (сумма всех оценок данного качества, деленная на количество опрошенных учащихся), можно представить оценку психологической атмосферы в классе.

Рекомендации классным руководителям по повышению статуса ученика в классе и сплочению классных коллективов:

1.Вовлечь «пренебрегаемых» учеников в интересную для них деятельность (познавательные, спортивные мероприятия, общественные поручения и др.) 2.Предложить ребятам подготовить классное мероприятие вместе с «лидерами».

3.Не критиковать перед всем классом, говорить, что-либо  негативное  только наедине.

4.Не  сравнивать результаты деятельности «пренебрегаемых» детей с результатами других, а только с его собственными результатами.

5.Применять методы поощрения-одобрения. Хвалить детей за выполненные задания, поручения не только от своего имени, но и от всего  классного коллектива.

6. Провести классные час – тренинги c учащимися на повышение уровня сплочённости в классном коллективе.

7. Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего зависит положение ребёнка (преодоление неуспеваемости);

8.Обратить внимание на межличностные отношения в классе. Помочь детскому коллективу развиваться без серьёзных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению через проведение классных мероприятий, совместных классных дел.

9.Провести повторное социометрическое исследование через 3 месяца.

Направления работы по профилактике суицидального поведения обучающихся:

 Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

 Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

 Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

Правила организации профилактики суицида среди школьников:

неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

         знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;

рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.

Система профилактики суицидов среди детей и подростков:

Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).

Мероприятия:

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся, индивидуального маршрута);

привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;

формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика.

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе диагностического пакета методик по выявлению риска суицидального поведения.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;

изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель - предотвращение самоубийства

Мероприятия:

Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;

оповещение родителей.

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия:

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);

сотрудничество с другими организациями.

В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, учителя-предметники, организаторы досуга, члены советов профилактики и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций.
 

Алгоритм внутрипрофессионального взаимодействия специалистов на разных уровнях профилактической антисуицидальной помощи обучающимся

(для педагогов-психологов, педагогов социальных, классных руководителей)

Профилактика суицидальной активности

(Классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, педагоги)

-обеспечение психолого-педагогических условий адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу;

-оказание психологической поддержки учащимся;

-выявление учащихся из кризисных семей, нуждающихся в психологической, социальной помощи и своевременное включение их в программу помощи;

-предупреждение конфликтов между членами коллектива в среде учащихся, учителей, администрации;

-информирование учащихся о работе психологов ОУ (указать адрес, Ф.И.О. и часы работы), службы экстренной психологической помощи «телефон доверия 170» для подростков и молодежи;

-проведение методического семинара с педагогами «Предупреждение суицидального поведения старшеклассников»;

-работа по недопущению фактов насилия в отношении учащихся и созданию благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

                Мониторинг психологического здоровья учащихся

Коррекция суицидальных мыслей, намерений, угроз

(Педагог-психолог, классный руководитель, врач, педагог социальный):

-выявление и учет детей, склонных к суицидам;

-взаимодействие социально-педагогической и психологической службы учреждений образования с медицинскими учреждениями по учету и анализу состояния психического и соматического здоровья детей;

-устранение случаев применения к обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений методов физического и психического насилия;

-групповые консультации по темам «Профилактика жестокого обращения в семье», «Профилактики суицидов в образовательных учреждениях».

Основные признаки суицидального поведения у подростков:

(для педагогов учреждений образования)

-отсутствие надежды и веры в будущее;

-пренебрежительное отношение к себе (разговоры о том, что никому нет до него дела);

- перестают заниматься любимыми занятиями;

-угрожают убить себя;

- потеря связи с реальностью (психоз), чрезмерная тревожность;

-злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами;

-разговоры, письма или рисунки на тему смерти, включая написание предсмертных записок, разговоры о предметах, которыми можно нанести физический вред, например, таблетки, оружие или ножи;

-постоянное желание остаться наедине;

-раздача личных вещей;

-агрессивное поведение или внезапное чувство спокойствия;

-побег из дому;

-опасное для жизни поведение, например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

-случаи самоубийства в семье;

-недавнее предотвращение попытки самоубийства.

Факторы и индикаторы суицидального риска суицида у несовершеннолетних

Социально-демографические факторы риска суицида

  • Пол- мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше);
  • Возраст – подростки и молодые люди 14-24 лет;
  • Семейная ситуация (гипер-/гипо- опека, неблагополучная семья, непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т.п.);
  • Изоляция (склонность к одиночеству, отсутствие друзей, преследование со стороны группы и т.п.).

Медико-психологические факторы риска суицида.

  • Депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
  • Зависимость от психоактивных веществ либо другая форма зависимости;
  • Расстройств личности;
  • Циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуация характера;
  • Соматическая патология – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание;
  • Врожденные и приобретенные уродства;
  • Потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата/расстройство половой функции);
  • ВИЧ – инфекция.

Биографические факторы риска суицида

  • Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола),
  • Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
  • Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т.д.)
  • Принадлежность к группам, культивирующим смерть (готы/эмо)

Ситуационные индикаторы суицидального риска:

  • смерть любимого человека;
  • расставание с любимой (ым);
  • вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства, высокая учебная нагрузка, запрет на выход из дома и т.д.);
  • сексуальное насилие;
  • нежелательная беременность;
  • позор, унижение – «потеря лица».

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • уход из дома и т.п.;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • предпочтение тем разговора, музыки и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

  • - разрешающие установки к суицидальному поведению;
  •  негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
  •  «туннельное поведение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
  • импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;
  • существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т.п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты – в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
  • переживание горя.

Средства решения проблем

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

  •  инстинкт самосохранения;
  •  интеллект;
  •  социальный опыт;
  •  коммуникативный потенциал;
  •  позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • поддержка семьи и друзей;
  • приверженность религии;
  • медицинская помощь;
  • индивидуальная психотерапевтическая программа.

Группы детей, склонных к суициду

Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  •   Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.
  •   Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.
  • Суицидально опасная референтная группа:

1.Молодежь, с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

2.Сверхкритичные к себе;

3.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

4.Подростки, фрустрированные несоответствием между

    ожидавшимися успехами в жизни

    и реальными достижениями;

5.Люди, страдающие от болезней

    или покинутые окружением.

6.Дети из социально-неблагополучных семей – уход из семьи, развод родителей;




 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.