Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Консультации для замещающих родителей

Дата: 5 октября 2016 в 08:59, Обновлено 18 сентября в 10:44

Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешным

(консультация психолога)

С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба – самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Дети нуждаются в родительской поддержке и помощи. Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего приёмного ребенка в учебном процессе, знать плюсы и минусы в учебе. Хвалить за успехи, вовремя поддержать и помочь, если есть трудности и проблемы. Только заинтересованность самого ученика в получении глубоких и прочных знаний, в повышении своего интеллектуального уровня, стремление получить достойное образование будут способствовать успеху и в учебе, и в дальнейшей жизни. Во всем этом учебном процессе должно быть взаимопонимание, сотрудничество между детьми, родителями и учителями. Чем больше будет умных, воспитанных, образованных людей, тем цивилизованнее будет наше общество.

В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но со временем, особенно в подростковом возрасте, это желание у них пропадает.

Причины могут быть разные. Всех обучающихся можно условно разделить на следующие группы:

1. Есть ребята всесторонне развитые. Они легко и быстро усваивают учебный материал по всем предметам. У них есть огромное желание учиться. Эти ребята во всем аккуратны, дисциплинированны, отзывчивы. Отличаются самостоятельностью. Чувствуется родительская поддержка. С этой группой ребят приятно работать.

2. Особого внимания требуют со стороны учителей и приёмных родителей дети, которые могут хорошо учиться, умные, способные, энергичные, но ленивые, не хватает чувства ответственности, мягко говоря “забывчивые”. (Главная причина всех бед – забыл тетрадь, дневник, учебник, забыл записать домашнее задание, забыл расписание, забыл выучить стихотворение, написать сочинение и т.д.)

Эти ребята быстро отвлекаются, нет осознанного отношения к учебе, целеустремленности. Обидно, что таких ребят большинство. Самая главная беда в том, что эти дети не выполняют домашнего задания. А ведь без закрепления изученного никаких знаний не будет.

Уважаемые приёмные родители! Вот где нужна ваша помощь и поддержка.

Ведь одной из причин такого отношения к учебе является отсутствие должного контроля со стороны родителей, не чувствуется ваше участие в выполнении домашнего задания. Есть родители, которые просто не интересуются учебой своих детей. Бесконтрольность, отсутствие внимания расслабляет, портит детей, мы можем потерять будущих талантливых специалистов, если не научим вовремя дисциплине, ответственному отношению к учебе, к любому виду деятельности.

3. К третьей группе я бы отнесла детей, которым “не дается” математика, русский зык, литература. Есть ребята, которые плохо читают вслух, с трудом общаются со сверстниками.

Учителя, родители, взрослые должны осознать, что существует множество складов детского ума и что требуется понять специфику их обучения. Укреплять сильные стороны детского мышления (обычно эти дети сильны в спорте, музыке, хорошо рисуют и т.д.), т.е. развивать другие их способности, которые помогают этим подросткам “не потеряться”, “не уйти в себя”, обрести уверенность в себе и постепенно преодолевать трудности в учебе. А это, в свою очередь, помогает другими глазами посмотреть на эти же проблемы. Безболезненно и реально.

Всем этим детям надо помочь и в учебе, и в общении со сверстниками.

Вот некоторые общие рекомендации:

  1. Детей надо приучать порядку и дисциплине, надо выработать привычку обязательного выполнения уроков
  2. Домашнее задание делать в определенное время.
  3. У ребенка должно быть закрепленное рабочее место.
  4. Вашего ребенка нужно приучать заниматься, не отвлекаясь на посторонние дела, в хорошем темпе.
  5. Сильно не опекать ребенка, учить самостоятельности, самоконтролю и самооценке.
  6. Учить умению управлять собственным поведением, чтобы человек стал хозяином своих желаний: не хочу, но надо или не надо откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Более конкретные рекомендации:

  1. Систематически просматривайте дневники, тетради детей. Попросите объяснения, за что “2”.
  2. Предложите ему свою помощь. Узнайте, какой предмет трудно дается, обязательно встречайтесь с учителем, выясните пробелы и начинайте помогать ребенку.
  3. Ничего не делайте за ребенка, лучше укажите на ошибки и объясните с помощью рисунков, опорных схем. Выразительно несколько раз прочитайте задание. Объясняйте поэтапно. Учите ребенка мыслить, а не заучивать.
  4. Устные предметы пусть перескажет. Скажите, что это для вас интересно. Если трудно, разделите на абзацы. Ребенок должен понять смысл прочитанного.
  5. Хвалите ребенка за любой успех пусть даже самый незначительный.
  6. Любите своего ребенка и вселяйте в него уверенность. Помните, что в вашем контроле за приготовлением уроков должны главенствовать только доброта и терпение. Настойчивость и четкая система в дополнительных занятиях может привести к успеху, к положительным результатам.
  7. Особое внимание уделяйте совершенствованию чтения. Быстрое чтение и одновременное осмысление прочитанного – залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.

Помощь приёмных родителей в учебной деятельности – именно тот труд, в котором обнаруживаются и проявляется педагогическое кредо приёмной семьи, ее психологическая готовность и уровень ее грамотности.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Адаптация ребенка в приёмной семье

Процесс адаптации подопечного ребёнка в замещающей семье можно представить как сложную динамику образования новой семейной системы, в которой можно выделить свои этапы: «Медовый месяц», «Уже не гость», «Вживание», «Стабилизация отношений». Зная особенности каждого этапа, замещающие родители могут избежать возможных проблем во взаимоотношениях с подопечным ребёнком, а также сохранить привычную семейную атмосферу.

«Медовый месяц»

После знакомства и первых встреч с потенциальными приемными родителями ребенок отправляется в гости в семью. «Гостевание»— удобная промежуточная стадия в развитии отношений между ребенком и родителями. На данном этапе все участники, как правило, стремятся понравиться друг другу. Семья старается, чтобы ребенку было хорошо, и ребенок, как умеет, тоже пытается поддержать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, характерны идеализированные ожидания.

Бережное отношение к ребенку предполагает сдержанность чувств к нему на данном этапе. В интересах ребенка и в целях успешности формирования приемной семьи взрослым необходимо сдерживать в себе желание быстрого сближения с ребенком без учета его эмоциональных возможностей.

На первом этапе построения отношений нельзя давать ребенку авансы (называть его сыном или дочкой, претендовать на родитсльство). Желательно, чтобы взрослый и ребенок согласовывали свои действия со специалистом из детского дома или социальным работником, что поможет облегчить регулирование спорных моментов в жизни новой семьи.

Родителям очень важно учитывать один момент, который заключается в том, что, с точки зрения ребенка, он теряет свою кровную семью не тогда, когда попадает на «нейтральную территорию» — в детский дом, а тогда, когда приходит в приемную семью («сожжение мостов»). Ребенок часто чувствует себя предателем «это я во всем виноват» и нуждается в поддержке. Взрослому необходимо быть с ребенком, но не требовать ответных чувств благодарности.

На данном этапе ребенку не до конца ясна его роль и положение в приемной семье, что вызывает чувство тревожности. Ребенку требуются разъяснения со стороны взрослых о его будущем. Но прежде, чем заводить разговор с ребенком о его будущем, необходимо проговорить этот вопрос с педагогом-психологом. Многое зависит от эмоциональных особенностей ребенка и от того, как складываются семейные отношения. Если специалисты (педагог-психолог, социальный педагог и др.) поддерживают решение о необходимости разговора приемного родителя с ребенком о его будущем, то разговор может проходить по приблизительно такой схеме:

«Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас». Выстраивание совместного будущего упорядочивает представления ребенка о его роли в приемной семье и снижает уровень тревожности.

В некоторых случаях (по согласованию со специалистами) необходимо также сообщить ребенку:

«Когда дела у твоих родителей наладятся (они найдут работу, отремонтируют жилье, соберут необходимые документы и прочее), ты сможешь вернуться к ним».

Можно привести примеры, наглядно показывающие минимальную вероятность реабилитации биологических родителей детей.

«Уже не гость»

Для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в приемной семье. Создается ощущение, что ребенка просто подменили, так как у него резко ухудшилось поведение. Не стоит пугаться — это закономерный этап адаптации ребенка в приемной семье, который обусловлен множеством причин. Взрослым следует порадоваться этим изменениям (втайне от ребенка) и поделиться этой новостью с педагогом-психологом.

Причины ухудшения поведения ребенка

1) Появление доверия к приёмным родителям и ослабление «эмоциональной пружины».

Эмоциональность ребенка в начальном периоде жизни в приёмной семье характеризуется напряженностью, связанной с его желанием понравиться взрослым. Ребенок временно подчиняет свою личность взрослым (состояние сжатой пружины). Однако ребенок не способен очень долго находиться в напряженном состоянии, ему нужна разрядка.

Ухудшение поведения ребенка следует рассматривать как хороший знак. Ровное, дружелюбное, сочувственное, принимающее и заботливое отношение в семье — разрешение для ребенка «отпустить» эмоциональную напряженность, дать ей волю (пружина в разжатом состоянии). Фактически с этого момента ребенок начинает доверять семье свои истинные неприглядные стороны, что является первым признаком близости в отношениях. У ребенка появляется чувство, что его «уже не прогонят».

Ребенок уже продемонстрировал приемным родителям способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям. На данном этапе ребенку предоставляется возможность реабилитироваться — восстановить свое попранное право жить в семье («утверждение своей личности»). Проявлениями самоутверждения могут быть: упрямство, агрессивность, по¬вышенная обидчивость, своеволие и т.д.

Взрослым следует уважительно относиться к стремлению ребенка «отстоять себя», пытаясь понять потребности личности ребенка и способствуя смягчению гипертрофированных черт его характера. В более расслабленном состоянии ребенку легче далее адаптироваться в приемной семье.

Появление доверия по отношению к родителю — важный момент в жизни приемной семьи, с которым она может себя поздравить.

2) Неготовность ребенка к появившимся требованиям и ожиданиям

взрослых.

Распространенные ошибки взрослых на этом этапе: а) ожидание благодарности от ребенка. Дети благодарны взрослым, но не умеют пока это выразить;

б) приписывание ребенку больших знаний и умений, чем у него есть.

Ребенок может многого не уметь делать, а может он просто не привык

что-то делать. Его необходимо сначала научить;

в) ожидание успешности обучения в школе.

Родителям нужно помнить об эмоциональных трудностях ребенка (повышенная тревожность, возбудимость и т.д.) и об интеллектуальных проблемах (социально-педагогическая запущенность, трудность сосредоточения внимания, несформированность коммуникативных навыков и т.д.).

3) Нарастание детской тревоги в связи с неотчетливым пониманием

своего места и своей роли в приемной семье.

Недоверчивый ребенок испытывает приемную семью на прочность. Такая «проверка» информирует семью о неполном благополучии во взаимоотношениях.

4) Эмоциональные трудности в связи с возможными встречами ребенка

с биологическими родителями или другими родственниками.

5) Обусловленность нарушений поведения приемного ребенка предыдущим травмирующим жизненным опытом.

Возможность ребенка эмоционально и поведенчески «отреагировать» на свой прошлый опыт создает условия для дальнейшего нормального развития.

Родителям нужно помнить о двух популярных методах воспитания: методе поощрения и методе профилактического обучения.

«Вживание»

На новом этапе взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, взрослые лучше понимают как свои проблемы, так и проблемы ребенка. На данном этапе качество жизни семьи может быть нестабильным. Одним из дестабилизирующих моментов может оказаться недостаточное внимание родителей к кровным детям, если они имеются в семье. Повышенное внимание к приемному ребенку может нервировать кровных детей, вызывать непринятие и ревность.

Другой дестабилизирующий момент семейной жизни — небрежное или неуважительное отношение членов приемной семьи к биологическим родственникам приемного ребенка. Эмоциональная жизнь ребенка еще продолжает быть тесно связанной с его кровными родителями. При неуважительном отношении приемных родителей к кровным родственникам ребенка может пострадать его самооценка и, как следствие, могут ухудшиться отношения с приемными родителями.

Зачастую в таких ситуациях требуется помощь со стороны сопровождающих специалистов. Сотрудники детских домов, специалисты психолого-педагогического сопровождения имеют большой опыт в решении проблем приемных детей и могут подсказать профилактические меры для предотвращения нежелательных последствий некоторых изменений в жизни приемной семьи.

«Стабилизация отношений»

Этот этап характеризуется большой удовлетворенностью в семейной жизни. Взрослые достигают своей первоначальной цели, связанной с мотивацией принятия ребенка в свою семью.

Ребенок спокоен за свое будущее, хотя судьба кровных родителей может его тревожить. Ребенок находит свое место в приемной семье, в социуме.

Кровные дети приобретают бесценный жизненный опыт помощи слабому и гордость за своих родителей. Закладываются основы успешности функционирования их будущих собственных семей. Улучшается качество жизни семьи в целом.

Адаптация ребёнка к новой семье происходит примерно в течение года. Успешное протекание процесса адаптации зависит от того, насколько замещающими родителями будет реализовано одного из главных качеств этого периода — принятие подопечного ребёнка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть собой.

Правила общения с детьми

(консультация для приёмных родителей)

Ребёнок – это всего лишь маленький взрослый и общение с ним также требует определённых навыков. Помните, дети делают не то, что вы говорите, а повторяют то, что вы делаете.

Чтобы установить правильное общение с ребенком и добиться его правильного поведения, нужно придерживаться нескольких простых правил.


 

1. Дайте понять ребенку, что Вы всегда принимаете его таким как есть. Когда Вы говорите детям добрые слова, происходит эмоциональная подпитка, которая помогает им развиваться и создается высокая самооценка.
2. Уделяйте больше внимания неречевому общению с ребенком. Чаще улыбайтесь, обнимайте его. Ученые доказали, что человеку необходимо 8 объятий в день, чтобы чувствовать себя нормально.
3. Старайтесь, чтобы Ваши слова не расходились с делом. Ребенок может перестать доверять Вам и начать делать то же самое. В общении родителей с ребенком не должно быть никакого лицемерия. Старайтесь обходиться без нравоучений.
4. Не вмешивайтесь, когда ребенок не просит помощи. Просто поддержите его. Иногда ему нужно получать и отрицательный опыт, видеть последствия своих поступков.
5. Не отказывайте ребенку в помощи из "педагогических соображений", помогите ему, если он не может справиться сам – сделайте это вместе.

6. Ничего не навязывайте, дети сами будут делать то, что им действительно интересно.

7. Учитесь слушать своего ребенка, ведь именно в общении Вы узнаете о его переживаниях и потребностях. Старайтесь понимать без слов: есть вещи, о которых детям трудно говорить прямо. Не оставляйте его без поддержки наедине со своими переживаниями.
8. Уделяйте ребенку максимум внимания: читайте, играйте, занимайтесь. Часто плохое поведение детей вызвано недостатком внимания со стороны родителей и они любыми способами пытаются добиться его.
9. Показывайте, что Вы своему ребенку доверяете, делитесь чувствами, спрашивайте как правильно поступить. Общайтесь с детьми на равных.
10. Не спорьте с ребенком, ведь спор увеличивает расстояние между людьми. Просто спокойно, по-доброму объясняйте свою точку зрения.
11. Правильно реагируйте на его поведение, старайтесь понять, что заставило ребенка поступить именно так. Всегда оценивайте поступок, а не личность ребенка. Дайте понять ему, что Вы его все равно любите.
12. Чаще говорите "пожалуйста", "спасибо", учите хорошим манерам и правильному поведению на своем личном примере.

Правила общения с близкими

1. Как можно меньше ворчите друг на друга по поводу и без повода.

2. Не пытайтесь никого перевоспитывать, особенно если человек не осознаёт необходимости самосовершенствования.

3. Не увлекайтесь критикой: маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе хорошее, чем плохое.

4. Искренне восхищайтесь достоинством членов своей семьи, заранее демонстрируя и предвосхищая их будущие, ещё не проявившиеся возможности.

5. Постоянно проявляйте внимание к своим родным и близким людям. Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.

6. Будьте вежливым и предупредительным с родными и близкими, несмотря ни на какие трудности, возникающие при общении.

7. Почаще говорите близким, что вы любите их. Родителям необходимо знать, что дети нуждаются в них, не важно, сколько "ребенку" лет: 5 или 50.


 

Ошибки при общении

● Угрозы и запугивание быстрее всего прочего уничтожают сердечность, близость, открытые и честные взаимоотношения.

● Гнев и ругань. В результате этого окружающие вас люди испытывают состояние подавленности или хронического раздражения.

● Любая попытка манипулировать партнером, давить на него, чтобы получить желаемое (обманывать, кричать, плакать, подчеркнуто молчать) не проходит бесследно. Доверие может основываться только на честности, когда нет места притворству и давлению.

● Негативные ярлыки (ничтожный, посредственный, ленивый т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование.

● Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест и желание ответить тем же.

● Позиция "Я прав, а вы - нет" препятствует стремлению достигнуть компромисса.

● Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывают протест.

● Преувеличенные обобщения с использованием таких слов, как всегда, никогда, все, когда-либо еще, навсегда, - преувеличивают значимость происходящего или совершенного человеком поступка, осуждая его.

«Умей противостоять зависимости»

(консультация для приёмных родителей)

Влияние алкоголя на организм подростка

Алкоголизм– заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающие этим заболеванием. Лечение этого психического заболевания эффективно лишь в рамках длительных комплексных программ. Излечиваются от алкоголизма и наркомании не более 10 % пациентов.

Выдающийся психиатр и общественный деятель, борец с алкоголизмом, академик Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) так охарактеризовал психологические причины пьянства: "Все дело в том, что пьянство является вековым злом, оно пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев. Эти обычаи требуют питья и угощения при всяком случае…"

Средь традиций самых разных

Есть нелегкая одна.

Если встреча, если праздник,

Значит, пей и пей до дна!

Пей одну, и пей другую,

И седьмую, и восьмую,-

Просят, давят, жмут "друзья"!

Ну, а если не могу я,

Ну, а если мне нельзя?

Ну, а если есть причина

Завтра утром в форме быть?

Значит я уж не мужчина?

Хоть давись, но должен пить!

Алкоголь – это универсальное средство, которое способно человека разумного превратить в безрассудное существо. Разрушение личности у взрослого, злоупотребляющего алкоголем, происходит в среднем через 10 лет, в то же время у подростка такие изменения происходят через 3-4 года. Сначала подросток, употребляющий алкоголь, становится вялым, пассивным, равнодушным или, наоборот, раздражительным, несдержанным, агрессивным. Резко меняется характер – возникают конфликты со взрослыми, друзьями. Подросток начинает терять чувство долга, чести, дружбы и любви. Появляются цели, связанные с поиском алкоголя и компания для его употребления. Учеба, спорт, музыка перестают интересовать пьющего подростка. Нет цели, нет желания что-то узнать, совершенствоваться физически – развивается слабоумие. Вот почему очень опасно начинать эксперименты с алкоголем в детском и подростковом возрасте, когда организм еще недостаточно зрел и не способен оказать сопротивление разрушающему действию алкоголя. Известны случаи, когда маленькие дети погибали от 60-70 г водки, а 100-150 г водки могут вызвать смерть ребенка 8-10 лет.

Особенно тяжело страдают дети в таких семьях. Дети живут в состоянии хронического стресса. У них все время «болит душа» о родителях. Они разрываются между несовместимыми образами трезвого и пьяного отца. Отмечено, что у детей развивается созависимость и депрессия. В рамках протестных и компенсаторных реакций дети совершают побеги из дома, совершают попытки приема алкоголя и наркотиков, начинают беспорядочную половую жизнь и т.д.

Причины употребления алкоголя подростками:

- обилие алкогольной продукции в продуктовых магазинах и относительная ее дешевизна;

- телевидение, реклама и другие средства массовой информации;

Также подтолкнуть подростка к алкоголизму могут:
-негативные межличностные отношения внутри семьи;
-чрезмерная опека со стороны родителей;
-насилие;
-поклонение и вседозволенность, потакание всем слабостям и желаниям ребенка и т.д.

Шесть способов сказать алкоголю «нет»:

(от самого мягкого варианта до наиболее категоричного)

• Нет, спасибо.

• Что-то мне не хочется, а у вас есть сок или вода?

• Алкоголь меня не интересует.

• Ты говоришь со мной? Забудь об этом!

Почему ты ПРОДОЛЖАЕШЬ давить на меня, если я уже сказал(а) «НЕТ»?!

• Отстань!

Научите ребенка самостоятельно принимать решения, научите, глядя в глаза, говорить «нет».

Поощрение и наказание

в процессе воспитания ребенка

(консультация для приёмных родителей)
 

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности. 

Поощрение - сильный регулятор поведения, с его помощью научение происходит быстрее. Но не всякое поощрение может приносить пользу, как и наказание не всегда вредно – в воспитании нет плохих или хороших приемов, а есть уместные или неуместные.

Поощрение и наказание могут осуществляться в двух формах: материальной и психологической (духовной). Современное общество предпочитает материальную форму поощрения и наказания, т.е. «Куплю конфету – не куплю конфету».  Редко используется психологическая форма, т.е. такие особенности взаимодействий и взаимоотношений людей, в которых проявляется одобрение (внимание к ребенку, сопереживание ему, поддержка, вера и т.д.) и наказание (огорчение, обида, показное равнодушие, сердитость, в крайних вариантах гнев). Естественно, что использование психологических средств требует не только больше душевной отдачи, но и вполне определенного актерского мастерства.  Использование только материальных форм поощрения и наказания воспитывает человека зависимого, с низким самоконтролем,  который, в основном, ориентируется по обстановке: «Попадусь – не попадусь». Использование психологической формы воздействия формирует совесть как внутренний механизм контроля поведения.

Правила поощрения

По своему действию похвала похожа на наркотик, т.е. привыкший к похвале будет всегда в ней нуждаться. Передозировка похвалы вредна.

Ограничители:

• не хвалить ребенка за то, что достигнуто ребенком не своим трудом (красота, ум, сила, здоровье и т.д.);

• не хвалить больше двух раз за одно и то же;

• не хвалить из жалости;

• не хвалить из желания понравиться.

Человеку в день нужно не менее 8 «поглаживаний», желательно, разных по способу и степени проявления.

Индивидуальные требования к норме похвалы

Особенно в похвале нуждаются следующие категории детей:

=> дети с комплексом неполноценности, основанным на их действительных    недостатках. Без похвалы такие дети страдают. Эта похвала – пособие и подарок для неимущих;

=> дети с обоснованным комплексом «сверх полноценности» (действительно талантливые дети). Для них похвала – гормон роста, они знают о своих преимуществах, но нуждаются в признании окружающих. Если детей не хвалить, они не завянут, но и не расцветут;

=> самолюбивые дети с повышенной чувствительностью к оценке. Им похвала в принципе вредна, но без нее они не могут обходиться. Выход: не хвалить открыто, но сообщать ребенку безоценочные сведения о его реальных достоинствах, избегая сравнений с другими детьми.

Типы похвалы

1. «Компенсация». Используется для тех детей, у которых чего-то серьезно не хватает (физический недостаток, плохой характер, неудачи в жизни). Их надо хвалить за то, что есть у них хорошего, не обязательно достигнутое ими самостоятельно (лучше не злоупотреблять такой похвалой, ибо такие дети могут превратиться в избалованных деспотов).

2. «Аванс» – это похвала за то, что будет, опережающий тип. Он внушает человеку веру в себя. Наша вера превращает возможность в действительность. Похвала за то, чего нет – это далеко не всегда то же самое, что говорить неправду.

Надо обязательно хвалить утром и на ночь. Хвалить за малейшую попытку совершенствования себя.

Можно выделить следующие типы аванса:

а) утверждать, что ребенок что-то делает лучше, независимо от реальности;

b) одобрять за малейшие попытки преодолеть себя и не ругать, если не получается;

с) не замечать дурных проявлений, если они находятся на одном и том же уровне, а когда дело стало лучше, то заметить и похвалить.

Используя аванс как тип похвалы, следует не переступать черту возможного и не вводить ребенка в заблуждение.

3. «Подъемная» похвала. Если мы собираемся повышать требования к ребенку, то начинать их надо с похвалы, как вдохновения на новые подвиги.

4. Косвенное одобрение. Похвала, при которой вроде бы не хвалят, т.е. попросить помощи, совета и т.п. В разговоре с другим человеком как бы между прочим сказать добрые слова о ребенке, но так, чтобы он слышал их. Эти слова должны быть на уровне констатации достоинств ребенка, но нельзя задевать при этом его отрицательные качества.

5. «Взрыв любви» (скорая психологическая помощь). Используется в крайних случаях, когда у ребенка кризисное состояние.

НАКАЗАНИЕ

При всех разногласиях вокруг этого метода воспитания следует отметить, что он тоже имеет право на применение, потому что свидетельствует  о неравнодушном отношении, а о любви родителей к ребенку и, одновременно, дает ему «отпущение грехов». Поэтому дети стремятся получать наказания и даже пытаются использовать их в своих целях.

Большинство родителей считают, что для прекращения непослушания ребенка больше подходят немедленные наказания, а не профилактические меры. Следует помнить, что любой метод наказания  действует тем лучше, чем реже он применяется. При частом применении наказаний дети становятся лживыми, изворотливыми, у них появляются страхи, агрессия.

Наказание обладает внушающим воздействием, если оно соответствует проступку и применяется редко.

Рекомендуемые формы наказания

  • вынужденное безделье – сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;
  • лишение поощрений и привилегий;
  • осуждение поведения;
  • народное средство.

В. Леви рекомендует за чрезвычайные проступки наказывать в народном стиле, цель – отучить раз и навсегда.

Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

Правила наказания

1) Наказывая, подумай: Зачем? Для чего?

2) Наказание никогда не должно вредить здоровью.

3) Если есть сомнения, наказывать или нет - не наказывать! Никаких наказаний не должно быть «на всякий случай», даже если кажется, что вы слишком добрая (ый) и мягкая (ий).

4) За один раз можно наказать только за один проступок. «Салат» из наказаний не для детей.

5) Запоздало не наказывать – за давностью все списывается.

6) Наказан значит прощен, страницу жизни перевернул – никаких напоминаний.

7) Любое наказание не должно сопровождаться унижением, не должно рассматриваться как торжество силы взрослого над слабостью ребенка.

8) Ребенок не может не огорчать – это нормально, поэтому относиться к этому нужно соответственно. Не стремиться переделывать ребенка, а также не допускать, чтобы он жил в страхе перед наказанием.

Нельзя наказывать лишением любви!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.