Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Для вас, педагоги

Дата: 1 октября 2015 в 06:52, Обновлено 4 марта в 10:50

         Тематика

психолого-педагогических консультаций, оказываемых специалистами Свислочского районного СПЦ педагогическим работникам учреждений образования

№/П

ТЕМАТИКА КОНСУЛЬТАЦИЙ

ОТВЕТСТВЕННЫЙ

1.

Специфика адаптации учащихся первого класса к обучению в школе.

Стеценко М. К.

Боричевская Л.А.

2.

Планирование работы с классом на основе диагностики.

Стеценко М. К.

3.

Изучение психологического климата в семье, классном коллективе.

Стеценко М. К.

4.

Корректировка индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего,

 находящегося в социально опасном положении.

Лаврентик М.И.

Жаркевич Г.В.

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

 

5.

Ведение учётно-профилактических дел несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасном положении, состоящих на профилактическом учёте в ИДН.

Лаврентик М.И.

Жаркевич Г.В.

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

6.

Работа с нормативно-правовой, рабочей документацией (для педагогов-психологов, педагогов социальных учреждений образования).

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

7.

Трудности адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене школы.

Стеценко М. К.

8.

Проведение психосоциального анкетирования с обучающимися  на предмет употребления алкоголя, наркотических веществ, психотропных веществ и их аналогов.

Стеценко М. К.

9.

Организация индивидуальной работы с детьми асоциального поведения.

Стеценко М.

Герман И.Ю.

10.

Развитие креативности учителя как необходимое условие в работе с одаренными учащимися.

Стеценко М. К.

11.

Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков.

Стеценко М. К.

12.

Тревожность детей. К чему она может привести?
 

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

13.

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения и профориентации обучающихся.

Стеценко М.К.

14.

Алгоритм работы с несовершеннолетними, возвращёнными в биологические семьи из интернатных учреждений.

Боричевская Л.А.

15.

Психологическая поддержка подростков с индивидуально-типологическими особенностями перед экзаменом.
 

Стеценко М.К.

Боричевская Л.А.

16.

Профилактика табакозависимости несовершеннолетних.

Герман И.Ю.

17.

Составление психолого-педагогической характеристики на обучающегося.

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

18.

Технология работы с аддиктивными подростками.

Герман И.Ю.

19.

Правовое воспитание старшего подростка.

Герман И.Ю.

20.

Педагогам о проблеме подросткового  пьянства, алкоголизма, наркомании и токсикомании.

Стеценко М.К.

21.

Диагностика интересов, склонностей подростков.

Стеценко М.К.

22.

Диагностика личности подростков и его социальных связей.

Стеценко М.К.

23.

Техника проведения социального расследования.

Герман И.Ю.

24.

Профилактика компьютерной зависимости детей и подростков.

Стеценко М.К.

25.

Воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Лаврентик М.И.

26.

Воспитательные установки родителей. Мотивы создания приемной семьи.

Стеценко М.К.

27.

Этапы социально-педагогического сопровождения приемной семьи.

Стеценко М.К.

28.

Составление социально-педагогической характеристики учреждения образования.

Лаврентик М.И.

Жаркевич Г.В.

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

Время проведения консультаций: каждый четверг с 9.00 до 17.30

Телефон доверия: 3-30-18 (ежедневно, с 8.00 до 17.30.).

 

Внешние поведенческие признаки ребенка, находящегося в социально опасном положении

• Систематически опаздывает в школу.

• Ребенок надолго задерживается в школе после уроков (иногда до позднего вечера).

• Боится идти домой.

• Убегает из дома.

• В начальной школе за ребенком приходят дальние родственники, знакомые, соседи.

• Часто беспричинно отсутствует в школе.

• Жалуется на голод (на недосыпание, дискомфорт в семье или другое).

• Совершает самоповреждающие действия (режет руки лезвием, щиплет, выдергивает волосы, бьется головой о стену и др.).

• Замкнут (или депрессивен).

• Агрессивен.

• Избегает физического контакта.

• Имеет следы побоев.

• Носит скрывающую тело одежду, не подходящую по погоде (отсутствие у ребёнка необходимой сезонной одежды, обуви).

• Имеет неопрятный внешний вид.

• Демонстрирует вызывающее (соблазняющее) поведение.

• Демонстрирует исключительно хорошие знания о сексе.

• Преобладает низкая самооценка.

• Со сверстниками имеет плохие взаимоотношения.

• Характерно резкое изменение веса (его снижение или увеличение).

• Истерическая, эмоциональная неуравновешенность.

• Родители приходят в школу (на собрание или по приглашению классного руководителя) в нетрезвом состоянии (эпизодически / систематически).

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ, КЛАССНЫХ РУКОДИТЕЛЕЙ ПО РАННЕМУ ВЫЯВЛЕНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, СКЛОННЫХ К ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

 

Методы по выявлению несовершеннолетних, склонных к злоупотреблению или злоупотребляющих психоактивные вещества

Общие признаки потребления наркотиков и токсических веществ:

- изменения внешнего вида и поведения, в той или иной мере напоминающие состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом, не соответствующем состоянию запахе;

-  изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища; блеск глаз или их мутность, сильное суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие или плохо реагирующие на свет;

- изменение координации движений: нарушения их плавности, скорости, соразмерности (размашистость, резкость, неточность); неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно при закрытых глазах); нарушения почерка.

Перечисленные признаки наиболее выражены в развернутой стадии заболевания, т.е. они могут быть представлены не все, быть стертыми, мало выраженными.

Кроме этих признаков следует обратить внимание на такие проявления как:

- резкое снижение успеваемости;

- потеря интереса к старым увлечениям – спорту, коллекционированию, чтению, музыке;

- участившиеся прогулы занятий;

- различного рода противоправные действия;

- кражи;

- частые резкие и непредсказуемые смены настроения;

- раздражительность, нигилизм, агрессивно-критическое отношение к обычным ситуациям и событиям;

- нарастающая лживость;

- интерес к разговорам о наркотиках;

- частые синяки, порезы, ожоги от сигарет, не находящие удовлетворительного объяснения;

- убежденное отстаивание свободы употреблять наркотики.

Методика оценки предрасположенности подростка к потреблению одурманивающих средств.

Данный тест позволяет выявить предрасположенность подростка к употреблению токсических или наркотических веществ, не констатируя факт потребления подобных веществ.

Тест могут использовать педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители, отмечая наблюдения за обучающимися, при определении «группы риска» возможного возникновения зависимости от ПАВ.

Инструкция: Ответьте «Да» или «Нет» на каждое из 9 утверждений, основываясь на длительном наблюдении и изучении личного дела обучающегося.

1. Низкая устойчивость к физическим перегрузкам и стрессам.

2. Неуверенность в себе, низкая самооценка.

3. Трудности в общении со сверстниками на улице.

4. Тревожность, напряженность в общении в образовательном учреждении.

5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.

6. Избыточная зависимость от друзей, легкая подчиняемость мнению знакомых, некритическая готовность подражать образу жизни приятеля.

7.  Отклонения в поведении, вызванные травмами мозга, инфекциями либо врожденными заболеваниями, в том числе связанными с мозговой патологией.

8. Непереносимость конфликтов, стремление уйти в иллюзорный мир благополучия.

9. Отягощенная наследственность – заболевания отца (матери) наркоманией или алкоголизмом.

Обработка и интерпретация результатов.

За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начислите по пять баллов. За ответ «Да» на любой из вопросов 6, 8 – по десять баллов, а на вопросы 5, 7, 9 – по пятнадцать баллов. За отрицательные ответы – 0 баллов.

Сумма менее 15 очков означает, что несовершеннолетний в «группу риска» не входит.

От 15 до 30 очков – средняя вероятность вхождения в «группу риска», требующая повышенного внимания к поведению подростка.

При результате свыше 30 очков следует незамедлительно посоветоваться с педагогом, врачом, работником подразделения милиции по предупреждению правонарушений несовершеннолетними.

Последовательность действий педагога и администрации образовательного учреждения при подозрении злоупотребления ПАВ обучающимися

Действия педагога образовательного учреждения, при подозрении нахождения обучающегося в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Если Вы наблюдаете неадекватное поведение (или странное состояние) у обучающегося и подозреваете, что это может быть связано с употреблением ПАВ, в таком случае необходимо:

1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.

2. Немедленно поставить в известность администрацию школы.

3. Срочно вызвать медицинского работника школы. Если состояние ребенка тяжелое (потеря сознания, бред, состояние паники или другие критические признаки), необходимо вызвать скорую помощь.

4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как алкогольное или наркотическое опьянение, необходимо известить о случившемся родителей (законных представителей).

Нельзя отправлять ребенка домой, тем более одного, так как в таком состоянии с ним может произойти несчастный случай (он может попасть по машину, травмироваться при потере сознания и пр.). Помните, за жизнь и сохранность здоровья ребенка в образовательном учреждении несет ответственность администрация образовательного учреждения.

Литература

1.Ананьев В. А. Практикум по психологии здоровья [Текст]: методическое пособие по первичной специфической и неспецифической профилактике/ И.Авидон.- СПб.:Речь, 2007.-320с.ISBN 5-9268-0527-9, 1500 экз.

2.Шипицина Л. М., Казакова Е.И. Школа без наркотиков [Текст]: В помощь образовательному учреждению «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами»/Ред. Т. В. Буркова.- СПб.: издательство «Образование-Культура»,2002.-160с. ISBN 5-88857-098-2, 60000 экз.

3.Диагностика здоровья. Психологический практикум/Под ред. проф. Г.С. Никифорова.- СПб.: Речь, 2007.-950с.   ISBN 5-9268-0528-7, 2000 экз.



 

Организация работы учреждения образования по профилактике суицида среди детей и подростков в образовательном учреждении

Направления по профилактике суицидального поведения обучающихся:

 Просвещение родителей, которое осуществляется в виде лекций, бесед, интерактивных занятий, ролевых игр и включает три взаимосвязанных направления. Первое направление посвящено ознакомлению родителей с той ролью, которую играют внутрисемейные взаимоотношения в возникновении и закреплении тревожности ребенка (рассматриваются такие причины, как конфликты, общая атмосфера в семье, отношение родителей к ребенку и к его возможностям, особенности требований). Второе направление касается влияния на детей страхов и тревог близких взрослых, из общего эмоционального самочувствия, их самооценки. Третье направление демонстрирует значение развития у детей уверенности в собственных силах, ощущения собственной значимости. Основная задача такой работы - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности у детей.

 Просвещение педагогов. Здесь значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние оказывает тревожность на развитие личности ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Особое внимание уделяется формированию правильного отношения к ошибкам, умению использовать их для приобретения жизненного опыта. Кроме того, необходимо создавать жизнеутверждающее пространство в школе, поддерживать атмосферу, дружественную к ребенку.

 Работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, адекватности переживаемых эмоций, умений вести себя в трудных ситуациях, в случае неуспеха. Особое значение при коррекционной работе отводится индивидуальным «зонам уязвимости», характерным для конкретного ребенка. Важное место занимает подготовка детей к новым обстоятельствам, снижение неопределенности ситуаций через предварительное ознакомление их с содержанием и условиями этих ситуаций, обучение конструктивным способам поведения в них, обсуждение возможных трудностей через все основные направления деятельности.

 

Правила организации профилактики суицида среди школьников:

неукоснительно соблюдать педагогическую этику, культуру и такт;

         знать возрастную психологию и психопатологию, а также соответствующие приемы индивидуально-педагогического подхода, лечебной педагогики и психотерапии;

выявлять контингент группы риска на основе знания его характеристики в целях динамического наблюдения и своевременной психолого-педагогической коррекционной работы;

осуществлять активный патронаж семей, в которых проживают учащиеся группы риска, с использованием различных приемов, в том числе семейной психотерапии, с оказанием консультативной помощи родителям и психолого-педагогической помощи детям;

не разглашать факты суицидальных случаев в ученических коллективах;

рассматривать угрозы самоубийства в качестве признаков повышенного суицидального риска;

усилить внимание родителей к порядку хранения лекарственных средств, а также к суицидогенным психологическим факторам;

проводить при необходимости консультации подростка с психологом, психотерапевтом, психиатром;

формировать у учащихся такие понятия, как «ценность человеческой жизни», «смысл жизни», а также индивидуальные приемы психологической защиты в сложных жизненных ситуациях;

повышать стрессоустойчивость путем психологической подготовки подростка к сложным и противоречивым реалиям современной жизни, формирования готовности к преодолению ожидаемых трудностей.
 

Система профилактики суицидов среди детей и подростков:
 

Уровни профилактики суицида в образовательной среде

Первый уровень – общая профилактика.

Цель - повышение групповой сплоченности в школе (классе).

Мероприятия:

Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе, так чтобы дети чувствовали заботу, уют, любовь.

Организация внеклассной воспитательной работы. Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

изучение особенностей психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении;

создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательном процессе, как и в период трудной жизненной ситуации (составление плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся, индивидуального маршрута);

привлечение различных государственных органов и общественных объединений для оказания помощи и защиты, законных прав и интересов ребенка;

формирование позитивного образа «Я», уникальности и неповторимости не только собственной личности, но и других людей;

привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.

Второй уровень – первичная профилактика.

Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и семей группы риска с целью предупреждения самоубийств.

Мероприятия:

Диагностика суицидального поведения. Проводится на основе диагностического пакета методик по выявлению риска суицидального поведения.

Индивидуальные и групповые занятия с детьми «группы риска», оказание социальной поддержки, повышение самооценки, развитие адекватного отношения к собственной личности.

Классные часы, круглые столы, стендовая информация жизнеутверждающей направленности.

Разработка плана действий (индивидуального маршрута учащегося) в случае попытки самоубийства, в котором должны быть процедуры действия при выявлении учащегося группы риска, действий при угрозе самоубийства и после самоубийства.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите;

работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;

оказание экстренной первой помощи, обеспечение безопасности ребенка, снятие стрессового состояния;

сопровождение детей и подростков группы риска по суицидальному поведению с целью предупреждения самоубийств: терапия кризисных состояний, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации;

изучение теоретических аспектов проблемы с позиции различных наук (философии, физиологии, психологии, социологии, педагогики) и использование информации в работе с педагогами и родителями;

повышение осведомленности персонала, родителей и учащихся о признаках возможного суицида, факторах риска и путях действия в этой ситуации;

включение созданной системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп в образовательный процесс (составленной программы или плана работы по профилактике суицидального поведения учащихся) в общий план действий;

определение своей позиции и перечня конкретных действий при выявлении учащегося группы риска, при угрозе учащегося покончить жизнь самоубийством и после самоубийства.

Третий уровень – вторичная профилактика.

Цель - предотвращение самоубийства

Мероприятия:

Оценка риска самоубийства.

Оценка риска самоубийства происходит по схеме: крайняя (учащийся имеет средства совершения самоубийства, выработан четкий план), серьезная (есть план, но нет орудия осуществления) и умеренная (вербализация намерения, но нет плана и орудий).

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

педагог-психолог может взять на себя роль того, кто мог бы отговорить самоубийцу от последнего шага или выступить в роли консультанта для того, кто решился вступить в контакт с учащимся, который грозится покончить жизнь самоубийством, отговорить самоубийцу от последнего шага;

оповещение соответствующего учреждения (психиатрическая клиника), запрос о помощи;

оповещение родителей.

Четвертый уровень – третичная профилактика.

Цель: Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов.

Мероприятия:

Глубинная психотерапевтическая коррекция, обеспечивающая профилактику конфликтно-стрессовых переживаний в дальнейшем.

Задачи педагогического коллектива на данном этапе:

оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы);

сотрудничество с другими организациями.

В первый (скрытый) и второй (первичный) уровни профилактики в обязательном порядке включаются классные руководители, учителя-предметники, организаторы досуга, члены советов профилактики и другие участники образовательного процесса с учетом их профессиональных компетенций.

 

Алгоритм внутрипрофессионального взаимодействия специалистов на разных уровнях профилактической антисуицидальной помощи обучающимся

(для педагогов-психологов, педагогов социальных, классных руководителей)

Профилактика суицидальной активности

(Классный руководитель, педагог социальный, педагог-психолог, педагоги)

-обеспечение психолого-педагогических условий адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу;

-оказание психологической поддержки учащимся;

-выявление учащихся из кризисных семей, нуждающихся в психологической, социальной помощи и своевременное включение их в программу помощи;

-предупреждение конфликтов между членами коллектива в среде учащихся, учителей, администрации;

-информирование учащихся о работе психологов ОУ (указать адрес, Ф.И.О. и часы работы), службы экстренной психологической помощи «телефон доверия 170» для подростков и молодежи;

-проведение методического семинара с педагогами «Предупреждение суицидального поведения старшеклассников»;

-работа по недопущению фактов насилия в отношении учащихся и созданию благоприятного психологического климата в учреждениях образования.

                Мониторинг психологического здоровья учащихся

 

Коррекция суицидальных мыслей, намерений, угроз

(Педагог-психолог, классный руководитель, врач, педагог социальный):

-выявление и учет детей, склонных к суицидам;

-взаимодействие социально-педагогической и психологической службы учреждений образования с медицинскими учреждениями по учету и анализу состояния психического и соматического здоровья детей;

-устранение случаев применения к обучающимся, воспитанникам образовательных учреждений методов физического и психического насилия;

-групповые консультации по темам «Профилактика жестокого обращения в семье», «Профилактики суицидов в образовательных учреждениях».

 

Основные признаки суицидального поведения у подростков:

(для педагогов учреждений образования)

-отсутствие надежды и веры в будущее;

-пренебрежительное отношение к себе (разговоры о том, что никому нет до него дела);

- перестают заниматься любимыми занятиями;

-угрожают убить себя;

- потеря связи с реальностью (психоз), чрезмерная тревожность;

-злоупотребление алкоголем или наркотическими веществами;

-разговоры, письма или рисунки на тему смерти, включая написание предсмертных записок, разговоры о предметах, которыми можно нанести физический вред, например, таблетки, оружие или ножи;

-постоянное желание остаться наедине;

-раздача личных вещей;

-агрессивное поведение или внезапное чувство спокойствия;

-побег из дому;

-опасное для жизни поведение, например, вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;

-случаи самоубийства в семье;

-недавнее предотвращение попытки самоубийства.

 

Факторы и индикаторы суицидального риска суицида у несовершеннолетних

Социально-демографические факторы риска суицида

  • Пол- мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше);
  • Возраст – подростки и молодые люди 14-24 лет;
  • Семейная ситуация (гипер-/гипо- опека, неблагополучная семья, непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т.п.);
  • Изоляция (склонность к одиночеству, отсутствие друзей, преследование со стороны группы и т.п.).

Медико-психологические факторы риска суицида.

  • Депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;
  • Зависимость от психоактивных веществ либо другая форма зависимости;
  • Расстройств личности;
  • Циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуация характера;
  • Соматическая патология – тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание;
  • Врожденные и приобретенные уродства;
  • Потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата/расстройство половой функции);
  • ВИЧ – инфекция.

Биографические факторы риска суицида

  • Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола),
  • Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом.
  • Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т.д.)
  • Принадлежность к группам, культивирующим смерть (готы/эмо)

Ситуационные индикаторы суицидального риска:

  • смерть любимого человека;
  • расставание с любимой (ым);
  • вынужденная социальная изоляция, особенно от друзей или семьи (переезд на новое место жительства, высокая учебная нагрузка, запрет на выход из дома и т.д.);
  • сексуальное насилие;
  • нежелательная беременность;
  • позор, унижение – «потеря лица».

Поведенческие индикаторы суицидального риска:

  • злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем;
  • уход из дома и т.п.;
  • изменение привычек, например, несоблюдение правил личной гигиены, ухода за внешностью;
  • предпочтение тем разговора, музыки и чтения, связанных со смертью и самоубийствами;
  • «приведение дел в порядок» (письма к родственникам и друзьям, раздаривание личных вещей).

Коммуникативные индикаторы суицидального риска:

  • - разрешающие установки к суицидальному поведению;
  •  негативная триада, характерная для депрессивных состояний: негативная оценка своей личности, окружающего мира и будущего;
  •  «туннельное поведение» - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы кроме суицида;
  • наличие суицидальных мыслей, намерений, планов; степень суицидального риска прямо связана с тем, имеются ли у человека только редкие неопределенные мысли о самоубийстве или они постоянны, оформилось намерение совершить самоубийство, и появился конкретный план. Чем более обстоятельно разработан суицидальный план, тем выше вероятность его реализации;
  • импульсивность как характерологическая черта играет важную роль в суицидальном поведении. Поэтому, когда мы имеем дело с подростком, важно помнить, что отсутствие суицидального плана в настоящее время ничего не говорит о степени суицидального риска;
  • существенное значение имеет доступность средств суицида (фармакологические препараты всегда под рукой или их еще нужно приобрести) и т.п. Подросток чаще использует жестокие средства суицида, такие как прыжки с высоты – в данном случае нет необходимости специально готовиться к суицидальному акту.

Эмоциональные индикаторы суицидального риска:

  • амбивалентность по отношению к жизни;
  • депрессивное настроение: безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, отчаяние;
  • переживание горя.

Средства решения проблем

Это те «сильные стороны» человека, которые служат основой его жизнестойкости и увеличивают вероятность преодоления кризиса с позитивным балансом.

Внутренние ресурсы:

  •  инстинкт самосохранения;
  •  интеллект;
  •  социальный опыт;
  •  коммуникативный потенциал;
  •  позитивный опыт решения проблем.

Внешние ресурсы:

  • поддержка семьи и друзей;
  • приверженность религии;
  • медицинская помощь;
  • индивидуальная психотерапевтическая программа.

Группы детей, склонных к суициду

Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко бывают приняты в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу.

  • Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей.
  •   Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить.
  •   Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям (в основном, это дети с родовыми травмами, правополушарные и те, у которых в ближайшем окружении были случаи или попытки самоубийства), особенно в пубертате.
  • Суицидально опасная референтная группа:

1.Молодежь, с нарушением межличностных отношений, «одиночки», злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;

2.Сверхкритичные к себе;

3.Лица, страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат;

4.Подростки, фрустрированные несоответствием между

    ожидавшимися успехами в жизни

    и реальными достижениями;

5.Люди, страдающие от болезней

    или покинутые окружением.

6.Дети из социально-неблагополучных семей – уход из семьи, развод родителей;

7.Дети без семей, в которых б

План

работы августовской секции педагогов социальных и

педагогов – психологов учреждений образования

 в 2016  году


 

Дата проведения: 29 августа 2016 г.

Место проведения: СШ №2 г.Свислочь

Время проведения:10.30

Руководитель: Стеценко М.К.

                           Песняк Н.О.

 

Заседание №1

Форма проведения: инструктивно – методическое совещание.

Тема: Особенности организации деятельности социально – педагогической и психологической службы учреждений образования в 2016/2017 учебном году.

Цель: совершенствование качества работы педагогов социальных, педагогов психологов с учащимися, родителями, педагогами.

Задачи:

- проанализировать работу районного методического объединения за 2015 – 2016 учебный год;

- изучить методические рекомендации регулирующие деятельность социально – педагогической и психологической службы;

- определить тематику методического объединения педагогов социальных, педагогов – психологов по совершенствованию деятельности с учащимися, родителями и педагогами.

- дифференцировать методическую работу с педагогами социальными, педагогами-психологами через организацию работы творческих групп педагогов-психологов «Успех», педагогов социальных «Сотрудничество».

Вопросы для обсуждения

  1. Анализ работы методического объединения педагогов – психологов, педагогов социальных за 2015/2016 учебный год. Планирование работы на 2016/2017 учебный год.

Стеценко М.К., педагог-психолог Свислочского районного СПЦ, Трохимик Т.Н., педагог социальный гимназии №1 г.Свислочь

  1. Изучение инструктивно-методического письма «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».

Песняк Н.О., педагог социальный Свислочского районного СПЦ

  1. Организация взаимодействия сотрудников  ИДН и СППС учреждений образования по профилактике преступлений и правонарушений  несовершеннолетних.

 Садовский Ю.Г., начальник ИДН

4.Психолого-педагогическое сопровождение как условие профилактики кризисных состояний, суицидального поведения несовершеннолетних.

Стеценко М.К., педагог-психолог Свислочского районного СПЦ, Тумилович Р.В., педагог-психолог СШ №3 г.Свислочь.

5. Метод «Sand Art» - психологические ресурсы рисования песком с дошкольниками и младшими школьниками  (по итогам семинара).

Боричевская Л.А., педагог – психолог  Свислочского районного СПЦ

6. Презентация  опыта работы педагогов – психологов по самообразованию:

6.1. «Организация работы педагога-психолога с одарёнными учащимися»

Колюта Е.В., педагог-психолог гимназии №1 г.Свислочь;

6.2. «Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально -волевой сферы у подростков»

Криштофик Т.А., педагог-психолог СШ №2 г.Свислочь.

7. Подведение итогов работы секции.

Литература

1.Инструктивно – методическое письмо «Особенности организации идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году».

2.Закон республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» от 4 января 2014 г. №122-3.

3.Суицидальное поведение: профилактика и коррекция: сборник материалов из опыта работы / сост. Н.В.Климович. - Гродно: ГУО «Гродненский областной институт развития образования», 2015.- 72с.

 

Консультация для педагогов

САМОЧУВСТВИЕ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ

Для того чтобы оценить, насколько безопасно чувствует себя ребенок в классе, можно использовать такие методы.

Наблюдение за детьми.  При наблюдении за ребенком нетрудно уловить признаки смущения, неловкости — он говорит тихим голосом, избегает глазного контакта, переминается с ноги на ногу, теребит одежду, сосет палец или держит руки во рту.
Частые опоздания и прогулы ученика могут свидетельствовать о том, что он избегает находиться в классе. Немало полезной информации об эмоциональном состоянии учащихся дают наблюдения над позой, которую он принимает в тех или иных ситуациях. Так, скрещивание рук и ног во время общения является защитной реакцией. Прикрывание рта рукой во время слушания свидетельствует о том, что человек не доверяет говорящему. Сжатые кулаки указывают на состояние враждебности

Беседы с родителями. Учителю стоит выяснить, любит ли ребенок ходить в школу, что он рассказывает о своем классе. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей.

Анкетирование учащихся. Можно попросить детей ответить на вопросы анкеты. При этом необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Анкета

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски (да, нет).
2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше (да, нет).
3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу (да, нет).
4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах (да, нет).
5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).
6. Я уверен, что мой учитель будет любить меня, даже если я сделаю ошибку (да, нет).
7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу (да, нет).
8. Я боюсь, что мои одноклассники будут меня дразнить за мою внешность (да, нет).



 



 

Так как анкета преследует цель выяснить, насколько безопасно ребенок чувствует себя в школе, не стоит обсуждать с ним ответы на вопросы. Тем более недопустимо явно или неявно упрекать его за них. Высказывания типа «Как же ты мог написать, что я тебя не люблю» приведут к тому, что в последующем он будет давать ожидаемые и поощряемые, а не правдивые ответы, осознав, что говорить правду о своих чувствах — значит нарваться на неприятности.
После того как учитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы дети чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

ДОМ РОДНОЙ   Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют обычаи и ритуалы, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому.
Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать такие приемы.  

Участие детей в организации общего пространства, создании «дизайна» класса 
      Прежде всего стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро (например, по-другому поставить мебель, сделать уголки для игрушек, цветов, повесить картины), другие потребуют дополнительных средств и больших усилий (покрасить стены в определенный цвет, сделать другое покрытие на пол, что-то купить в класс). Следует обсудить с детьми, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.                                                                                                                                              Создание правил класса
По мнению одного из наиболее авторитетных представителей гуманистической психологии — А. Маслоу, необходимым условием для ощущения защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа или общество. Эти правила должны быть понятны людям, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.                            

 

 Создание «Дневника класса» 
Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему «Что я люблю и чего я не люблю». Эти записи надо поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место — ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников — рассказать им о правилах класса, показать «Дневник».  

  Совместные прогулки, походы, экскурсии
Подобные мероприятия очень сближают учеников и учителя. При этом важно не забывать о тех, кто по какой-то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой-то сувенир, прислать открытку, бросить за них монетку, чтобы вернуться в это место всем вместе (и сфотографировать этот момент). Короче говоря, дать им почувствовать, что о них

не забыли, что они, несмотря ни на что, — члены нашего класса.                  

 Проведение «Дней класса»
Один из наиболее удачно проведенных вместе дней может стать «Днем класса». Стоит придумать вместе с детьми специальные ритуалы для этого дня и занести их в "Правила класса".                                             Создание атмосферы уважения
Мы живем в многонациональной стране. Уважение к традициям, обычаям, ценностям и истории каждого народа — обязательное условие нормального общения. Знакомство с традициями других народов можно начать, например, с дегустации блюд национальной кухни. За вкусным столом и рассказы об истории, обычаях, праздниках будут восприниматься совсем иначе. Кстати, это хороший повод, для того чтобы привлечь родителей, бабушек и дедушек к участию в жизни класса. Может быть, есть смысл в дальнейшем «привязать» такие встречи к национальным праздникам.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.