Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Консультации для педагогов социальных, педагогов- психологов.

Дата: 26 января 2016 в 20:22, Обновлено 18 сентября в 10:53

Предлагаемые темы консультаций

в 2017-2018 учебном году

п/п

Тема консультации

Ответственный

1.

Вопросы усыновления, образования приемных семей, установление опеки.

Лаврентик М.И.

Стеценко М. К.

2.

Бесконфликтное общение в семье, как фактор духовно-нравственного здоровья    детей.

Стеценко М. К.

3.

Как общаться с детьми подросткового возраста

Стеценко М. К.

4.

Психологические особенности детей (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростки).

Стеценко М. К.

5.

Родителям о суицидальном поведении несовершеннолетних.

Стеценко М. К.

6.

Как приучить ребенка самостоятельно выполнять домашние задание.

Стеценко М. К.

7.

Как помочь ребенку избежать разочарований в учебе.

Стеценко М. К.

8.

Помощь родителей в адаптации детей к обучению в школе, среднему звену.

Стеценко М. К.

9.

 Как организовать досуговую деятельность детей.

Герман И.Ю.

10.

Наказания детей. Какими им быть?

Боричевская Л.А.

11.

Первый раз в первый класс. Трудности маленьких учеников.

Боричевская Л.А.

12.

Поощрение и наказание детей в семье.

Стеценко М.К.

Боричевская Л.А.

13.

Как предупредить компьютерную зависимость.

Герман И.Ю.

14.

Права, обязанности и ответственность родителей за воспитание детей.

Герман И.Ю.

15.

Как помочь детям в подготовке домашних заданий.

Герман И.Ю.

Стеценко М.К.

16.

Закон «О правах ребенка».

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

17.

Формирование культуры здорового образа жизни в семье.

Герман И.Ю.

18.

Предупреждение алкогольной и наркотической зависимости у подростков.

Стеценко М.К.

Герман И.Ю.

19.

Профилактика табакокурения несовершеннолетних.

Герман И.Ю.

20.

Управление имуществом подопечных.

Лаврентик М.И.

Стеценко М.К.

21.

Воспитание, обучение и материальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стеценко М.К.

Лаврентик М.И.

22.

Роль отца в воспитании ребёнка.

Стеценко М.К.

23.

Нарушенные семейные отношения – причины возникновения невроза у детей и подростков.

Стеценко М.К.

Боричевская Л.А.

24.

Профилактика жестокого обращения в семье.

Лаврентик М.И.

25.

Этапы адаптации ребенка в приемной семье.

Стеценко М.К.

26.

Как говорить подростку об этом…

Стеценко М.К.

27.

Проблемы общения детей. Выражение нецензурной бранью.

Боричевская Л.А.

28.

Роль родителей в профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.

Стеценко М.К.

29.

Подростковое одиночество: причины и последствия.

Боричевская Л.А.

30.

Откуда берется агресcивность?

Стеценко М.К.

31.

Как помочь подготовиться к экзаменам.

Стеценко М.К.

32.

Родители, оказавшиеся в нестандартной ситуации общения с детьми.

Боричевская Л.А.

Время проведения консультаций: еженедельно в четверг с 9.00 до 17.00

Телефон доверия: 3-30-18 (ежедневно, с 8.00 до 17.30).

Проблема адаптации младшего школьника при переходе в среднее звено общеобразовательной школы


ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ВОЗРАСТЕ 10-11 ЛЕТ

Возрастной период 10-11 лет характерен переходом от младшего школьного возраста к отрочеству. Как и любой переходный период, он имеет свои особенности и связан с определенными трудностями как для учащихся и их родителей, так и для учителей.

Что же характеризует особенности интеллектуального и личностного развития школьников на стыке младшего школьного и подросткового возраста?

В этот период происходят существенные изменения в психике ребенка. У него начинает развиваться теоретическое мышление, так как новые знания, новые представления об окружающем мире изменяют сложившиеся ранее житейские понятия. На основе развития нового уровня мышления происходит перестройка всех остальных психических процессов, т.е., как заметил Д.Б. Эльконин, "память становится мыслящей, а восприятие думающим". Многочисленные исследования показывают, что развитие мышления в понятиях способствует дальнейшему развитию у детей рефлексии – понимания ими своей психической жизни, формирования отношения к самому себе. В результате у ребенка начинают развиваться собственные взгляды, мнение, в том числе понимание значимости образования.

Познавательная сфера по-прежнему развивается как ведущая. Наиболее серьезные требования предъявляются к умственному и речевому развитию учащихся: навыки логических операций с понятиями, систематизация учебных знаний, перенос интеллектуальных навыков, понимание смысла изучаемых понятий, грамотность и содержательность устной речи. К концу младшего школьного возраста у учащихся должны быть сформированы и другие новообразования: произвольность психических процессов, способность к саморегуляции.

Учебная деятельность дополняется другими видами деятельности, и все вместе теперь они влияют на психическое развитие учащихся, учебная деятельность при этом остается основной и продолжает определять содержание мотивационных сфер личности. С начала обучения в средней школе расширяется само понятие "учение", так как теперь оно может выходить за пределы класса, школы, может отчасти осуществляться самостоятельно, целенаправленно. Качественно изменяются требования к мотивации учебной деятельности. Появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования, представленный пока в наиболее простых формах (интерес к дополнительным источникам знаний). Кроме того, успешное обучение в среднем звене требует более глубоких и содержательных побудительных сил: ориентация на способы получения знаний, интерес к закономерностям и принципам, понимание смысла учения "для себя". Если интерес к учению становится смыслообразующим мотивом у ребенка, его учебная деятельность обеспечивает его успешное психическое развитие.

К сожалению, социальная ситуация в современной школе такова, что в складывающейся иерархии ценностей учение не всегда занимает достойное место, познавательная активность школьников развита слабо, и только отметка выступает как главный стимул и основной конечный результат учебы.

К 4-му классу общение со сверстниками начинает определять многие стороны личностного развития ребенка. В этом возрасте проявляются притязания детей на определенное положение в системе деловых и личностных взаимоотношений в классе, формируется достаточно устойчивый статус ученика. Именно характер складывающихся взаимоотношений с товарищами, а не только его успехи в учебе и отношения с учителями, во многом определяет эмоциональное самочувствие ребенка.

Существенно меняется также характер самооценки школьников этого возраста. Привычные в младших классах ситуации, когда самооценка определялась учителем на основании результатов учебы, подвергаются корректировке и переоценке другими детьми; при этом во внимание принимаются те качества ребенка, которые проявляются в общении.

Переход из начальной школы в среднюю связан у пятиклассников с появлением новых учителей, разнообразием их требований, занятиям в разных кабинетах, необходимостью вступать в контакты со старшеклассниками.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГОВ, ПЕДАГОГОВ
НА ЭТАПЕ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Цель работы психолога и педагогов с учащимися, переходящими в среднее звено школы, состоит, во-первых, в определении готовности к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.

Каковы показатели готовности учащихся начальной школы к переходу в среднюю? Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия "готовность к обучению в средней школе":

  1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
  2. Сформированность у ребенка новообразований младшего школьного возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (на соответствующем возрасту содержании).
  3. Качественно новый, более "взрослый" тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
  4. Эмоциональная готовность к переходу в среднюю школу, которая выражается в адекватности переживаний и предупреждает его повышенную школьную тревожность.
  5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.

Другими словами, у адаптированного ученика 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, а также устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже. Если же ученик решает свои школьные проблемы с привлечением родителей, у него появляется повышенная аффективная реакция на оценку, он часто обращается к учителю начальной школы, имеет подавленное настроение и испытывает нежелание идти в школу, значит, процесс его адаптации в средней школе протекает неуспешно.

Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.

Диагностический этап в работе психолога с учащимися имеет сложное содержание и начинается уже во время окончания ими начальной школы. Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить полученные показатели по каждому классу в целом. Опыт показывает, что классы отличаются друг от друга предпочтением учебных дисциплин, особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы, в том числе по отдельным мыслительным операциям, а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса, а также ожиданиями относительно стиля взаимотноошений между учащимися и педагогами.

Сравнительный анализ результатов диагностики в классах дает возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям-предметникам 5-х классов, классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.

По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 4-го класса. В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Результаты психодиагностической работы психолог обсуждает с преподавателями и педагогами, которые будут работать в 5-х классах. Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического консилиума, деловой игры, "круглого стола". Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей.

На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т.п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.

Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается в 5-м классе. Основная его задача состоит в изучении степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в средней школе.

Перед началом учебного года психологом совместно с классным руководителем разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.





 







 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.