Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Как восстановить доступ к сайту?
УЧ.IT.ЕЛЬ | Образовательный веб-квест
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 22 человека

Азбука для родителей

Дата: 23 сентября 2016 в 19:57, Обновлено 4 марта в 10:20

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети?

 Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты - рядом с ним!
Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение - грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.


Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких "изгоев" копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка.

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это - не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения.

Следующий этап - обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно - сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты - "продюсер" его талантов.

Все дети мечтают быть самыми лучшими - но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. "Своя" территория, "свой" взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней - вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.



РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ

ДЕТСКАЯ ЛОЖЬ

        В жизни каждого родителя рано или поздно наступает момент, когда он сталкивается с детским обманом. "Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, а он предал мое доверие, под­вел...", — так могут думать некоторые родители, сталки­ваясь с обманом со стороны своих детей. В его лжи им видится злонамеренный обман, ставящий под сомне­ние саму любовь и привязанность. Хотя первые зачатки лжи могут появляться и в 2 года, до 4 лет малыши не умеют лгать вообще. У них не настолько развито логическое мышление, чтобы придумать схему обмана, отсутствует способность смотреть на вещи с точки зрения другого человека, не настолько развито воображение, чтобы придумать несуществующие детали. Они с трудом отличают ре­альность от фантазий, легко отвлекаются и забывают, что делали или говорили (и куда девалась конфета?). Иногда малыши путают причину и следствие. (Они вполне могут решить, что мячик упал, потому что ваза разбилась.)

       Дошколята (с 4-5 лет) уже могут представить то, чего на самом деле не было, но еще не осознают, что, говоря неправду, они нарушают моральные нормы. В этом возрасте у детей начинает бурно развиваться фанта­зия, и им ничего не стоит спутать, что было в реаль­ности, а что «понарошку».

      Взрослые часто пугаются этого, принимая фантазии ребенка за ложь. Но это совершенно разные вещи. Как и в реальной игре с куклами и машинками, ребенок сам становится героем своих рассказов, в которых он может примерить на себя разные роли, скажем, попробовать стать самым сильным, храбрым, умелым. Все это совершенно необходимо для его нормального, полно­ценного развития. А хорошая фантазия, изобрета­тельность являются свидетельством живого ума, развитого воображения. Воображение — одно из цен­ных качеств личности, его нужно не разрушать, а напра­влять в нужное русло. И если ваш ребенок сегодня опять вдохновенно рассказывает небылицу, не спе­шите его обвинять, лучше скажите: «Ты придумал прек­расную историю, давай запишем ее, ты нарисуешь картинки, и у нас получится настоящая книжка». Дети бывают захвачены своими фантазиями нас­только, что сами верят в реальность своей фантазии. И другим детям с такими фантазерами очень даже инте­ресно. Есть данные, что выдумщики пользуются боль­шей популярностью в детском коллективе, чем их правдивые сверстники, имеют больше друзей, быстрее забывают конфликт, занявшись игрой или рисованием. Слушая фантазии своего ребенка, вы можете легко установить, в чем он в данный момент нуждается. Ведь ребенок говорит о том, о чем мечтает. Из этих историй можно многое узнать о сущности, характере, восприятии ребенка, так как многое исходит из подсо­знательных глубин его души.

      С развитием воображения и речи ребенок нередко начинает разыгрывать окружающих при помощи невинного обмана. Дети наслаждаются, вводя взрослых в заблуждение, и весело хохочут, разоблачая самих себя. Так выражается стремление показать, что они «уже выросли» и даже в чем-то «превосходят» нас (ведь мы поверили сказке, обману, фантазии!). Однако в этот же самый период возникает и совсем другая ложь — настоящая. Примерно после четырех лет ребенок начинает лучше ориентироваться: за что и почему его сегодня наказали и похвалили; как повторить приятную для себя ситуацию. Ребенок ищет благоприятные для него варианты и непременно обнаруживает один из самых простых — обман. Примерно к 7-8 годам большинство детей уже четко отличают фантазии от реальности. Ложь становится моральной категорией. Дети начинают понимать, что лгать плохо не потому, что ложь не нравится взрослым, а потому что на вруна нельзя положиться, ему не доверяют, с ним не хотят дружить. И, тем не менее, есть причины, которые заставляют идти на обман.

Причины лжи

     Систематическая ложь является симптомом какого-то неблагополучия в жизни ребенка. Это свидетельство не моральных, а, скорее, психологических проблем ребенка.

1. Одна из главных причин лжи в любом возрасте - страх. Ребенок лжет, потому что боится, что его накажут. Малыши легко признаются в проступках, пока их за эти проступки не начинают наказывать. Если кроха молчит в ответ на грозный вопрос родителя: "Это ты сделал?", значит, опыт наказания у него уже есть. Это молчание, по сути, первая в жизни ложь. Придумать историю в свое оправдание малыш еще не может, остается только молчать или плакать, или отрицать очевидное. Родители могут быть слишком жестокими или непоследовательными. Ребенок может быть слишком трудным, чтобы соответствовать их ожиданиям, а родители могут быть неспособны принимать ребенка таким, какой он есть. Тогда ребенок вынужден прибе­гать ко лжи ради самосохранения. Такая ложь должна вызывать тревогу, потому что между вами и ребенком утрачивается доверие, он вас боится.

2. Детский обман может быть спровоцирован большим количеством запретов. Если взрослые постоянно твердят «нельзя», тогда, с трудом перенося обилие запретов и соблазнов, ребенок идет на хитрость. Так маленький обман становится способом получить то, о чем он мечтает, что невозможно добыть дру­гим путем, или путь этот пока еще не ясен.

3. Важной причиной является желание добиться любви и похвалы. Ребенок начинает хвалиться несу­ществующими успехами, привирает, приукрашивает уже существующие,  чтобы добиться поощрения родителей. Чаще всего в этом виноваты сами родители, которые требуют от ребенка слишком много. Обман может быть связан с желанием самоут­вердиться, выглядеть в глазах взрослых или детей необыкновенным. В ответ на успехи сверстников ребенок может рассказать о своих вымышленных подвигах, богатстве родителей и т. д. (что может быть признаком сниженной самооценки). Исследования показали, что дети из неблагополучных семей лгут чаще. Им объективно труднее соревноваться со сверстниками в учебе, в наличии игрушек, интересном досуге, и они поддерживают свой статус ложью. Побудить к обману может и задетое самолюбие. Например, если ребенок не может ответить своим обидчикам, он может начать придумывать истории, в которых выглядит героем. Такие истории имеют психотерапевтический эффект и помогают малышу справиться с действительностью.

4.  Очень часто причиной детской лжи становится слишком  горячее желание  взрослых воспитать вежливого,  доброго,  интеллигентного человека. Исключительно из лучших намерений, родители учат ребенка скрывать свои эмоции, не разрешают ему (да и самим себе) говорить о своих негативных чувствах. Например, когда ребенок говорит, что не любит брата, он слышит: "Нельзя так говорить".

5.Причиной детской лжи может быть пример взрослых, когда ребенок сталкивается с тем, что слова не всегда соответствуют поступкам, а обещания очень быстро забываются. День, когда ребенок обнаружит, что его обманывали, станет крахом родительского авторитета. С этого дня он внутренне разрешит себе также поступать и со взрослыми (не важно, будет он это осознавать или нет).

! Помните, подражание является одним из наиболее важных способов научения ребенка, а родители — главный образец для подражания.

6. Дети могут лгать, чтобы защитить товарища. И, конечно же, ребенок может врать просто назло. Дети прекрасно осознают, что ложь раздражает взрослых, и порой именно этого и добиваются — хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание.

Как себя вести, если ребенок лжет

      Если вы вдруг обнаружили, что ребенок соврал вам, не стоит тут же кричать, ругать ребенка, устраивать допросы, «выбивая» из ребенка правду. Агрессивная реакция на обман ребенка лишь усугубляет его же­лание дальше лгать и изворачиваться, чтобы избежать наказания. Не делайте вид, что вы поверили, а спо­койно скажите, что эти слова вызывают у вас сомнение, в таких случаях нет ничего лучшего, чем спокойный и рассудительный разговор без повышенных тонов. Обязательно расскажите ребенку о своих чувствах, которые вы испытали, раскрыв его обман. Ребенок должен услышать от вас о вашей обиде, увидеть, что вы искренне расстроены. Родительское отношение ко лжи должно быть вполне четким и определенным. С одной стороны, не надо требовать признаний, допро­сов и суда над «преступником». С другой стороны, нужно, не колеблясь, называть вещи своими именами. В любом случае ребенок должен знать, что лгать роди­телям нет необходимости. Задумайтесь, что мешает ребенку быть откровенным с вами, почему он скрывает те или иные факты. Постарайтесь стать со своим ребенком близкими людьми, которым ложь просто не нужна.

     Почаще показывайте детям, что вы их любите безо всяких условий, независимо от совершенных оплош­ностей, что каждый в жизни совершает большие и маленькие промахи, и ничего страшного в этом нет. Если вы хотите научить ребенка быть открытым и честным, то вы должны быть готовы выслушать от него подчас и горькую правду, а не только то, что вам приятно.

     Всегда держите свое слово.  Если в каком-то случае вы не можете выполнить обещание, объясните ребен­ку, почему вы это не можете выполнить и извинитесь. Говорите ребенку правду. Не бойтесь быть искрен­ним с ним, когда чего-то не знаете, признайтесь в этом. 

     Не задавайте ребенку провокационных вопросов, которые повлекут за собой ложь в целях самозащиты. Если, например, вы узнали, что ребенок завалил контрольную, не стоит спрашивать его: «Ну, как прошла контрольная? Ах, нормально?! На этот раз ты меня не обманешь! Я знаю, что ты ее «завалил». Вместо этого лучше прямо сказать ребенку: «Я знаю, что ты не справился с контрольной. Мы волнуемся и думаем, как тебе помочь».

     Поощряйте ребенка, когда он говорит правду, особенно в тех случаях, когда сказать ее было нелегко. Если ребенок сам сознается во лжи, ни в коем случае не прибегайте к наказанию. Лучше ободрите его, чтоб он поверил в себя — раз он мог сознаться, что сказал неправду, значит он честный и больше обманывать никого не станет. А вот если ребенок никак не хочет сознаваться в обмане, лучше не заставляйте его делать это, а расскажите ему сказку или придумайте вместе историю о том, к чему приводит ложь и сколько неприятностей она доставляет. Это будет для ребенка гораздо полезнее, чем пафосные рассуждения о добре и зле, о правде и лжи.

     Не навязывайте ребенку слишком много правил, помните: больше правил — больше шансов, что они могут быть нарушены ребенком, и чаще ребенок будет прибегать к обману как к средству избежать наказания. Если ребенок врет без причины, фантазирует, слишком мечтателен, но при этом не прилагает усилий для того, чтобы воплотить свои мечты в жизнь, необходимо возвращать его "на землю" и прививать вкус к насто­ящему делу. 

Ваш лучший помощник

     Способность родителей участвовать в жизни детей проявляется в отношении к играм. В играх отражается личность ребенка, они — показатель педагогическо­го уровня родителей. Часто игра — это первая фаза более серьезной деятельно­сти. Нередки случаи, когда к детским играм и увлечениям родители относятся всерьез, помогают детям. Большинство родителей способны развлекать детей, особенно малышей. Но уметь играть с детьми всерьез умеют далеко не все. А тем временем в руках у родителей имеется лучший козырь — детская игра, то есть занятие, которое ребенок любит больше всего на свете. Итак, большой секрет: как одну из самых больных тем для родителей — уборку игрушек — превратить в увлекательное занятие!

     Обратитесь однажды к своему ребенку с вопросом: «Давай проверим, есть ли у тебя игрушки... цвета!" (квадратной формы, из меха и т. д.). У детей постарше можно вызвать познавательный интерес: «А ты знаешь, чего у тебя больше: грузовиков или легковушек!» Другими словами, используйте любую возможность для общения с ребенком, для его развития, экономьте свое время.

      Игра может оказать хорошую услугу и в другой проблеме — капризах за едой. 

     Здесь как никогда необходима ваша фантазия: из обыкновенного пюре мож­но сделать целую сказку (к тебе в гости пришел картофельный гном, посмот­ри, какая у него замечательная шляпа из помидора). Волшебными свойствами можно наделить любую пищу (кто ест эту кашу, становится сильнее и взрос­лее). Можно привлечь самого ребенка к приготовлению еды, если это, конечно, возможно.  

     Дети еще любят фантазировать, вселяя своих кумиров (Бэтмен, Золушка и т. д.) в свою жизнь и становясь ими. Вы можете использовать этот момент в воспитательных целях, стоит только принять игру ребенка. Главное — найти в кумире положительные качества.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

При обсуждении с родителями проблемы перехода из начальной школы в среднюю необходимо обратить их внимание на адаптацию детей к обучению в средней школе, на ее позитивные и негативные стороны, а также на те условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.

Основное внимание родителям в это время следует уделять развитию учебной деятельности детей, их умению учиться, приобретать с помощью взрослых и самостоятельно новые знания и навыки.

В пятом классе условия обучения коренным образом меняются: дети переходят от одного основного учителя к системе “классный руководитель—учителя-предметники”, уроки, как правило, проходят в разных кабинетах. Нередко дети меняют школу (например, поступают в гимназию), у них появляются не только новые учителя, но и новые одноклассники.

В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства — достаточно стабильным периодом развития.

Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что “уже не маленькие”. Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о “доброй” математичке или “вредном” историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

Переход из начальной школы в среднюю связан с возрастанием нагрузки на психику ученика.

Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

Резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, и даже смена позиции “старшего” в начальной школе на “самого маленького” в средней — все это является довольно серьезным испытанием для психики школьника.

В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, “развязными”, чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70–80% школьников.

У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.

С адаптационным периодом часто связаны и заболевания детей. Подобные заболевания носят психосоматический характер.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

При слишком длительном процессе адаптации, а также при наличии множества функциональных отклонений необходимо обратиться к школьному психологу.

Что же может затруднить адаптацию детей к средней школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

Поэтому надо, чтобы родители объяснили, с чем связаны эти различия, помогли подростку справиться с возникающими трудностями.

Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

Необходимо, чтобы школьники правильно понимали употребляемые учителем и встречающиеся в текстах учебников термины. Сейчас много специальных школьных словарей, и хорошо, если дети будут иметь их и научатся ими пользоваться. Важно разъяснить, что неполное, неточное понимание слов нередко лежит в основе непонимания школьного материала.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны также с определенной деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы “шалеют” от внезапной свободы — они бегают по школе, исследуя “тайные уголки”, иногда даже задирают ребят из старших классов.

Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, “прилипчивость” к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей.

Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как “старшего”, “выросшего”, того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться.

Необходимо показать родителям, что некоторое “обезличивание” подхода к школьнику — очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

Помощь родителей на первых порах нередко нужна школьникам и в подготовке домашних заданий (даже если в начальной школе дети делали уроки самостоятельно), и в преодолении трудностей в учебе, которые нередко возникают на первых этапах обучения в средней школе.

Следует обратить внимание родителей на то, что ухудшение успеваемости в значительной степени связано с особенностями адаптационного периода.

Родителей полезно познакомить с рекомендациями специалистов Филадельфийского детского центра по обеспечению “гармонии между домашней и школьной жизнью ребенка”.

Рекомендации для родителей "Как помочь ребёнку адаптироваться к среднему звену школы"

1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как прошел твой день в школе?” Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.

Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.

Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше — за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.

4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.

Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится.

5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.

6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.

Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.

Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

«Готов ли ребёнок к школе?»

(консультация для родителей)


 

Многие родители имеют не совсем точное представление о значении такого термина, как готовность к школе. Действительно, во времена их детства это понятие ещё не вошло в повседневный обиход. Школа была чем-то сугубо возрастным и обязательным. Стукнуло ребёнку 7 лет, изволь отправляться первого сентября в школу. А уж как ты там будешь учиться, знает один Бог, да ещё учитель, к которому попадёшь.

Затем в нашу жизнь вошло обучение шестилеток. Практически исчезло такое понятие, как второгодники. Но ведь все дети разные, с непохожими характерами, с различными задатками и способностями, да и здоровье – у одних получше, у других – похуже. Поэтому – то и появилась необходимость определения готовности детей к обучению в условиях школы.

Готовность к школе включает в себя несколько моментов. Прежде всего, физическую готовность, которая подразумевает зрелость организма, его функциональных систем. Школьное обучение предполагает большие нагрузки. Поэтому во избежание нежелательных отклонений, появление различного рода заболеваний и определяется этот вид готовности. Регулярно посещая с малышом детскую поликлинику и тем более обходя всех специалистов перед школой и заполняя специальную карту, вы легко сможете сориентироваться в данном вопросе и получить квалифицированные консультации. Если у ребёнка серьёзные проблемы со здоровьем и вам рекомендованы специальные формы обучения, т.е. смысл не отказываться от них.

Второй момент, наиболее хорошо известный вам, - это интеллектуальная готовность. Она включает в себя багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умение сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать и т.п.) Перечисленные умственные умения могут выражаться в умении читать и считать, но не только в них. Поэтому правы те специалисты, кто утверждает, что читающий и даже умеющий писать ребёнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. Эти навыки вы легко сможете продиагностировать, и оценить сами, не прибегая к посторонней помощи.

Беспокоиться по поводу малой осведомлённости современных детей почти не приходится. На них и так обрушивается колоссальный поток сведений, которые часто остаются невостребованными и поэтому легко забываются. Радио, телевидение, печать и реклама наполняют сознание дошкольников самой разнообразной информацией, но не способствуют её систематизации и обобщению. Поэтому интеллектуальная готовность, с одной стороны, относительно высока, а с другой, в ней недостаёт самого существенного – умения самостоятельно добывать, перерабатывать и использовать на практике полученные сведения.

Задачу формирования интеллектуальной готовности успешно решают детские сады и другие виды развивающих учреждений для дошкольников. Но ещё раз подчеркнём, что водить туда будущего первоклассника вовсе необязательно. Интеллектуальная готовность современных детей и так достаточно высока. Положительная роль дидактических упражнений, которые используются для подготовки дошкольников  в детских садах и школах раннего развития, скорее сводится не к повышению интеллектуального готовности, а к формированию готовности социальной. Развивающий эффект будут особенно высоким, если дети продолжают своё обучение в стенах именно того учреждения и под руководством именно этих педагогов.

Под социальной готовностью к обучению понимается настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Привыкнув к определённым требованиям, манере общения этих педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения. Поэтому, если вы ещё не решили, в какую школу пойдёт ребёнок, или это будет, определятся вашим будущим местом жительства, то использование предваряющих форм обучения безразлично для формирования социальной готовности. Общительные дети с гибкой психикой и так обладают её в достаточной степени, а для прочих это будет иметь положительное значение лишь в том случае, ели они и дальше будут учиться у этого человека.

Наконец, готовность к школе предполагает наличие мотивационной готовности.  Младшие дети, наблюдая за ходом и результатами учебной деятельности старших, обычно имеют высокую мотивационную готовность. Чуточку завистливое отношение к привилегиям старших братьев и сестёр, ужё посещающих школу, развивает у младших стремление поскорее приобщиться к школьной жизни. Им нравятся учебные принадлежности и уважительное отношение окружающих к рабочему месту и школьным обязанностям этих «счастливчиков». А право присутствовать при таком «священнодействии», как выполнение домашних заданий, завоёвывается ими лишь идеальной дисциплиной и послушанием.

Интерес дошкольников  к учебным занятиям догревается и желанием быть не хуже старших детей. Малыши стараются вместе с ними учить заданные стихи, повторять правила, зазубривают иностранные слова и выражения, делают рисунки и поделки на ту же тему. Развитию мотивационной готовности способствует и то, что учащиеся начальных классов часто играют дома в школу, привлекая к этим занятиям младших, выступающих в роли учеников.

Если до школьного возраста дорос пока только ваш первенец, вы можете сами предложить ему род деятельности, напоминающий содержанием и атрибутами школьные занятия, но обязательно имеющий игровую форму. Такая активность будет полезна ребёнку во всех отношениях. Если кто-то настроил малыша против школы, постарайтесь убедить его в обратном. Пусть никакие задержки не пугают вас. Развитие детей в этом возрасте идёт быстрыми темпами и не всегда равномерно. Преуспевание в одном поможет малышам преодолеть отставание в другом. За полгода, даже за один – два месяца степень готовности может достигнуть уровня, вполне достаточного для начала обучения в школе.




 

Педагог-психолог                                                                                                       М.К.Стеценко

Консультация для родителей

«Родителям о первой юношеской любви»

           Вот как видит юношескую любовь великий Гете: «Первая любовь неиспорченной юности направлена всегда на возвышенное. Природа будто хочет, чтобы один пол чувственно воспринимал в другом доброе и прекрасное».

Если обратиться к мнению взрослых, то можно встретить разные точки зрения на юношескую любовь: «высшее проявление чувства», «только она и есть юношеская любовь», «такой любви нет», «школьникам любить рано». И первую юношескую любовь нельзя отрицать: о ее проявлениях рассказывает вся мировая литература, ее хранит память каждого взрослого человека. Но ее нельзя и идеализировать.

В юношеской любви много фантазии. В образе любимого сочетаются качества реального человека и воображаемого, который — само совершенство. Юношеская любовь близка к дружбе. Об этом писал А.И. Герцен: «Я не знаю, почему дают какую-то монополию воспоминаниям о первой любви над воспоминаниями молодой дружбы. Первая любовь потому так благоуханна, что она страстная дружба».

Юношеская любовь чаще всего вырастает из дружбы. Да и сами юноши и девушки свои отношения часто называют дружбой. Юношеская любовь бескорыстна, скромна, неуверенна в себе, боится показаться смешной. На ней лежит печать хрупкости и оторванности от жизни, она не заглядывает в будущее глазами реалиста. Мечты о будущем юных влюбленных обычно не связываются с семьей.

Юношеская любовь заставляет любящих взыскательно смотреть на себя и пробуждать желание «посмотреть себя», совершенствоваться : стать умнее, сильнее, добрее. И в этой активизации душевой деятельности состоит ее большая нравственная ценность. Первая любовь может неожиданно исчезнуть, так как любили не столько реального, сколько воображаемого человека. Однако чувство безысходности недолговечно. Оно скоро проходит, оставляя бесценный для юного человека эмоциональный опыт.

Консультация 

для родителей детей 5-9 лет

 на тему

«Дисциплина. Поощрение и наказание»

 

                 Научить ребенка дисциплине — одна из основных задач родителей. К сожалению, многие мамы и папы не утруждают себя тем, чтобы ставить перед ребенком рамки дозволенного. Некоторые бывают настолько подавлены плохим поведением ребенка, что не знают, с какого бока к нему подступиться. Другие считают, что устанавливать рамки дозволенного вовсе не обязательно, и перекладывают эту обязанность на плечи соседей, друзей, родственников, а чаще всего воспитателей или учителей. В большинстве случаев родители не решаются быть строгими к ребенку из-за того, что боятся потерять его любовь. Вместо того чтобы поставить ребенка на место, они игнорируют его плохое поведение со словами: «Дети есть дети». Помните, установление рамок дозволенного целиком лежит на ответственности родителей, процесс воспитания нельзя пускать на самотек или откладывать на потом.

Нужно ли ограничивать ребенка во всех его желаниях или лучше обходиться без контроля ?

Оказывается, только разумный баланс между строгими ограничениями и свободой действия позволит вашему ребенку гармонично развиваться.

Сегодня мы поговорим о том, как вводить в жизнь ребенка требования и запреты и добиваться его послушания.

— А для начала, попробуем разобраться, «Почему маленькие дети должны слушаться?».

Понятно, что родители только выигрывают от детского послушания, а какая польза детям от того, что взрослые контролируют их поведение?

Умение следовать правилам – ранняя часть социализации. Дошкольники, которые не научились этому у своих родителей, будут иметь большие проблемы с адаптацией к детскому саду. Чтобы малыш приобрел навыки самодисциплины, правила на первом этапе должны быть навязаны ему извне.

— Способность подчиняться правилам и следовать им важна для развития отношений между детьми. Детей ,без таких навыков сверстники могут не принимать в игры, отвергать, и потом это очень сложно изменить, даже если навык появится.

— Родители часто сами выполняют задачи самообслуживания за плохо слушающихся детей, предпочитая быстро и качественно сделать что-то самим, чем выслушивать отговорки ребенка. В результате к детскому саду такие дети обладают слабой или средней задержкой развития навыков самообслуживания.

— Дети действительно хотят, чтобы их контролировали. Полная свобода привлекательна, но вызывает большую тревогу у детей, безопасность и выживание которых зависит от их родителей.

— По простым соображениям безопасности маленькие дети должны следовать правилам и быстро реагировать на указания родителей.

Дети интуитивно чувствуют что за родительскими «нельзя» скрывается забота о них.

Соответственно возникает вопрос: если ребенок чувствует себя более защищенным в условиях заведенного порядка и определенных правил поведения, то почему они наровят эти правила и порядок нарушить? Почему постоянно жалуются родители и воспитатели?

Ответить на вопрос можно так, дети восстают не от правил, а от способов их внедрения. Поэтому можно сформулировать вопрос: как найти путь к бесконфликтной дисциплине ребенка?

Думаю, и  о такой дисциплине мечтает каждый, существует множество эффективных дисциплинарных стратегий, работающих в разных обескураживающих ситуациях, но они требуют от вас умений, которые достигаются практикой и самоконтролем. Они не приходят на ум автоматически. Но хорошо то, что эти стратегии не только останавливают нежелательное поведение, но в конечном итоге помогают ребенку почувствовать угрызения совести, а не желание отомстить, и таким образом он постепенно начинает чувствовать ответственность за свое поведение.

Существует несколько правил, которые помогают наладить и поддерживать в семье безконфликтную дисциплину. Данные правила прописаны в книге Гиппенрейтер Ю.Б «Общаться с ребенком. Как?»

Правило первое

Правила (ограничения, запреты, требования) обязательно должны быть в жизни каждого.

Это особенно важно помнить родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правило второе

Правил (ограничений, запретов, требований) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

Родители прежде всего должны определить для себя, «что можно детям» и «что нельзя».

Правило третье

Родительские требования не должны вступать в явное противодействие с важнейшими потребностями ребенка.

Потребность в движении, познании, упражнении –это естественная и важная потребность ребенка .Им гораздо больше чем нам, нужно двигаться, исследовать предметы пробовать свои силы. Запрещать подобные действия- это все равно ,что перегородить полноводную реку. Лучше позаботиться о то, чтоб направить ее в верное русло.

Правило четвертое

Правила (ограничения, запреты, требования) должны быть согласованны взрослыми между собой.

Знакомо ли вам, когда мама говорит одно, папа другое бабушка-третье.

Правило пятое

Тон, в котором сообщается требование или запрет., должен скорее быть дружественно-разъяснительным , а не повелительным.

Любой запрет желаемого для ребенка труден, если он произносится сердитым и властным тоном.

Объяснение должно быть коротким и повторяться только один раз.

Разговор о дисциплине неминуемо приводит к вопросу о наказаниях, что делать если ребенок , не смотря ни на какие ухищрения не подчиняется?

Время от времени возникают ситуации, требующие вашего непосредственного вмешательства и контроля.

1.Соблюдайте последовательность

Наказание приносит пользу и не причиняет вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Если вы наказываете ребенка, поддавшись внезапному всплеску раздражения, то это однозначно нарушение правил игры и ничего хорошего из этого не последует ни для ребенка, ни для вас.

По возможности предупреждайте ребенка заранее, за что и как он может быть наказан.

Внимание!: не запугивайте, не угрожайте, а предупреждайте!

2. Давши слово — держись. Обещали — выполняйте, то есть наказывайте.

Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем сами наказания, ошибаются. Бесконечное выяснение отношений с ребенком на одну и ту же тему — не лучший способ проводить время. К тому же, если вы только постоянно грозитесь наказать, но никогда не приводите свою угрозу в исполнение, ребенок может заподозрить, что вы не слишком уверены в себе и в справедливости того правила, которое пытаетесь отстаивать таким неубедительным образом. «Я тебя сто раз предупреждала! Теперь предупреждаю в сто первый и последний, а в следующий раз уже обязательно накажу!» — в подобном послании нет никакой полезной информации для ребенка.

3.Наказывайте только за конкретный проступок

Главный принцип такого вмешательства заключается в том, чтобы не страдали ни самооценка, ни уверенность в себе, а наказание принесло реальную пользу. Надо очень ясно представлять себе, что, зачем и почему вы делаете, а также понимать, чем именно было вызвано «наказуемое» поведение ребенка. Если он разлил воду на полу, потому что хотел помочь вам полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, — это повод не для наказания, а для покупки маленькой и легкой лейки.

А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое прежде уже было однозначно запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания. При этом важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен.

4. Будьте искренни

Если уж наказывать — так от души! Не в том смысле, что очень сильно, а в том, что искренне, то есть лишь тогда, когда у вас есть твердая внутренняя уверенность: в данный момент можно поступить только так и не иначе.

Как же наказывать? Каждый для себя решает сам. Единого эталона здесь не существует. Конечно, все зависит от возраста ребенка.

Часто родители наказывают четырех-, пятилетних детей тем, что отнимают у них игрушки и привилегии. Такие наказания имеют смысл, когда плохое поведение было непосредственно связано с тем, что у ребенка отняли.

Перед тем как наказать ребенка, родители должны предупредить его, если он не изменит своего поведения, то лишится игрушки. Не следует отнимать игрушку или лишать привилегии на длительное время. В этом случае ребенок будет думать не о собственном плохом поведении, а о несправедливости родителей. Смысл такого наказания заключается в том, чтобы показать ребенку связь между баловством, велосипедом и его утратой. Как правило, такие связи помогают предотвратить повторения неправильных поступков.

Наказания бывают:

Физическое наказание.

Одной из распространенных негативных форм наказания является физическое наказание, основанное на страхе перед болью. Значительная часть родителей традиционно считает, что физическое наказание — довольно эффективный способ воздействия на детей.

В некоторых семьях порка является основной мерой воспитания. Обычно ее применяют тогда, когда другие, более мягкие меры, такие как просьбы, уговоры, угрозы, не дают желаемых результатов. Порка действительно помогает подчинить ребенка воле родителей. Но при помощи физического наказания можно всегда достичь определенной цели и оказать влияние на кого угодно, а уж тем более, если речь идет о ребенке, т. е. значительно более слабом и практически беззащитном человеке.

Лишение любви

Очень распространенной формой наказания детей в семье является лишение ребенка части родительской любви. Эта форма действует очень сильно, поэтому применять ее нужно осторожно. Она может быть как полезной, так и повлечь за собой серьезные проблемы и для детей, и для взрослых.

Суть наказания сводится к тому, что родители меняют привычный стиль отношений с детьми. Ребенок по-прежнему продолжает получать необходимую родительскую заботу, но лишается доли внимания и проявления родительской любви. Это наказание может дать эффективные результаты только в том случае, если между ребенком и родителями существовали действительно близкие отношения, основанные на доверии, любви и взаимном уважении. Если же этого не было, то такая форма наказания результата не даст, поскольку ребенку нечего будет терять.

Такой метод воспитания нужно применять, учитывая возраст ребенка и индивидуальные черты характера. Чрезмерно чувствительный, легко ранимый малыш может испугаться, что родители перестали его любить. Если же ребенок поверит в это, наказание следует считать вредным, неподходящим для него. В раннем возрасте дети очень чувствительны к эмоциональному состоянию взрослых.

Отказ или отсрочка удовольствий

Эта форма наказания ограничивает поведение ребенка. Например, можно отказать ему в возможности пойти в театр, цирк, зоопарк, запретить общение с товарищами, лишить возможности играть с любимыми игрушками, то есть отказать в привычных удовольствиях. Подобные методы воздействия примитивны, но часто ошибочны.

При использовании этого метода можно добиться положительного результата только в том случае, если сам ребенок считает это наказание справедливым и согласен с ним.


Педагог-психолог                                                                        М.К.Стеценко
 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.